Перейти на полную версию
Официальный Интернет-ресурс
-A A +A

Оценка эффективности деятельности государственного органа по реализации государственной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о результатах оценки эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе
Министерство юстиции Республики Казахстан
____________________________________________________________________________________
(наименование центрального государственного/местного исполнительного органа)
 
 
    2015 год
______________
(отчетный период)
 
Критерии оценки
Коэффициент
Баллы
1
Качество и полнота анализа стратегического плана
0,79
 
2
Достижение целей и задач стратегического плана
0,85
 
3
Анализ качества управления рисками
0,88
 
Вычет баллов
2,40
Общая оценка
82,15
 
Аналитический отчет и выводы по оценке деятельности центрального государственного органа:
В целях реализации Указа Президента РК от 19 марта 2010 года
№ 954 «О Системе ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы» проведена оценка эффективности деятельности Министерства юстиции РК (далее – МЮ РК) 
в соответствии с Методикой по оценке эффективности достижения и реализации стратегических целей и задач в курируемых отрасли/сфере/регионе, утвержденной приказом Министра национальной экономики РК от 6 ноября 2015 года № 686 (далее – Методика).
Основные источники информации для проведения оценки:
  • Стратегический план МЮ РК на 2014 – 2018 годы, утвержденный приказом Министра юстиции РК от 31 декабря 2014 года № 400 
    (далее – стратегический план);
  • оперативная отчетность о реализации стратегического плана;
  • статистические данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, международных организаций;
  • другие источники.
Аналитический отчет сформирован по следующим критериям:
  1. качество и полнота анaлиза стратегического плана;
  2. достижение целей и задач стратегического плана;
  3. анализ качества управления рисками.
  1. По критерию «Качество и полнота анализа стратегического плана»
Оценка осуществляется в разрезе основных сфер/направлений МЮ РК 
в соответствии с Перечнем сфер деятельности центральных государственных органов РК, приведенным в Приложении № 2 к Методике.
Расчет критерия проводится на основании следующих коэффициентов:
1) определение основных проблем в регулируемой сфере/направлении с соответствующим анализом потребностей населения/благополучателей, на решение которых направлен стратегический план (B1);
2) актуальность данных, представленных в анализе текущей ситуации (B2).
 
Определение основных проблем, на решение которых направлен стратегический план
Таблица 1
Значение
Наименование сферы/направления
Коэфф.
Примечание
1
Сфера
Правовое обеспечение деятельности государства
0,69
Проблемы раскрыты
не в полной мере
1.1
Направление
Участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
1
Проблемы раскрыты в стратегическом плане
 
1.2
Направление
Правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан
0
Проблемы не предусмотрены в стратегическом плане
 
1.3
Направление
Осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними
0,5
Проблемы раскрыты частично в стратегическом плане.
 
1.4
Направление
Организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды
1
Проблемы раскрыты в стратегическом плане
 
1.5
Направление
Организация и осуществление судебно-экспертной деятельности
1
Проблемы раскрыты в стратегическом плане
 
1.6
Направление
Формирование и реализация государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности
1
Проблемы раскрыты в стратегическом плане
 
1.7
Направление
Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством
0
Проблемы не предусмотрены в стратегическом плане
 
1.8
Направление
Реализация государственной политики, а также государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов
1
Проблемы раскрыты в стратегическом плане
 
В1=(1+0+0,5+1+1+1+0+1)/8=0,69
 
Сфера «Правовое обеспечение деятельности государства»
Данная сфера является обширной и включает в себя 8 направлений, указанных в вышеприведенной таблице.
По направлениям «Участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов», «Организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды», «Организация и осуществление судебно-экспертной деятельности», «Формирование и реализация государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» и «Реализация государственной политики, а также государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов» проблемы раскрыты в полном объеме. Тем самым q1/4/5/6/8=1.
При этом по направлению «Осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними» в анализе текущей ситуации проблемы раскрыты частично.
Вместе с тем, отсутствуют проблемные вопросы, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество. Соответственно q3=0,5.
Кроме того, в стратегическом плане направления «Правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан» и «Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством» не соответствуют требованиям методики по разработке, реализации и проведению мониторинга Стратегического плана развития РК, Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны, государственных программ, стратегических планов государственных органов и программ развития территорий, утвержденной приказом Министра национальной экономики РК от 10 октября 2014 года № 50 
(далее – Методология по разработке СГП).
Так, в анализе текущей ситуации не раскрыты проблемы, связанные с правовым обеспечением деятельности Казахстана на международной арене, подготовкой и заключением международных договоров, и осуществлением производства по делам об административных правонарушениях.
В результате, отсутствие всестороннего анализа проблем по вышеуказанным направлениям не позволяет, как самому государственному органу, так и любым заинтересованным лицам, оперативно оценить эффективность формируемой политики в данных направлениях, и в целом определить дальнейшее ее развитие. Соответственно q2/7=0.
 
Таким образом, коэффициент определения основных проблем 
В
1 составляет 0,69.
 
Актуальность данных, представленных в анализе текущей ситуации
Таблица 2
Значение
Наименование сферы/направления
Коэфф.
Примечание
1
Сфера
Правовое обеспечение деятельности государства
0,88
Представлены данные за последние 3 года
1.1
Направление
Участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
1.2
Направление
Правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан
0,5
В анализе текущей ситуации данные за последние три года представлены частично
1.3
Направление
Осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля за ними
0,5
В анализе текущей ситуации данные за последние три года представлены частично
1.4
Направление
Организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
1.5
Направление
Организация и осуществление судебно-экспертной деятельности
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
1.6
Направление
Формирование и реализация государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
1.7
Направление
Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
1.8
Направление
Реализация государственной политики, а также государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов
1
В анализе текущей ситуации представлены данные за последние три года
В2=(1+0,5+0,5+1+1+1+1+1)/8=0,88
 
Сфера «Правовое обеспечение деятельности государства»
В анализе текущей ситуации по направлениям «Участие в формировании национального законодательства, направленного на обеспечение верховенства прав и свобод человека и гражданина, суверенитета Республики Казахстан, устойчивое и поступательное развитие казахстанского общества и государства путем участия в разработке и реализации общегосударственной стратегии развития, ведения законопроектной работы, анализа, совершенствования, систематизации законодательства, проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов», «Организация правовой помощи и оказания юридических услуг и обеспечение правовой пропаганды», «Организация и осуществление судебно-экспертной деятельности», «Формирование и реализация государственной политики в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности», «Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством» и «Реализация государственной политики, а также государственное регулирование деятельности в сфере исполнения исполнительных документов» приводятся данные за последние три года. В соответствии с требованиями Методологии по разработке СГП, по данным направлениям параметр актуальности данных составляетq1/4/5/6/7/8=1.
Вместе с тем, в анализе текущей ситуации по направлениям «Правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан» и «Осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов Республики Казахстан и контроля» данные за последние три года представлены частично. В этой связи, по данным направлениям параметр актуальности данных q2/3=0,5.
Таким образом, коэффициент актуальности данных Всоставляет 0,88.
 
На основании вышеизложенного, коэффициент по критерию 
«Качество и полнота анализа стратегического плана» составил:
 
B = (B1+B2)/2 = (0,69+0,88)/2 = 0,79
Детализированный расчет по данному критерию прилагается в Приложении №1.
 
  1. По критерию «Достижение целей и задач стратегического плана»
Достижение целей и задач стратегического плана определено путем расчета коэффициента достижения целей, который состоит из двух составляющих: коэффициент достижения целевых индикаторов (далее – ЦИ), запланированных в достижение соответствующей цели, и коэффициент реализации задач, запланированных в реализацию соответствующей цели.
По результатам оценки определено, что из 17 ЦИ и 37 показателей прямых результатов (далее – ППР) стратегического плана, достижение которых предусмотрено на 2015 год, полностью достигнуты 13 ЦИ и 36 ППР.
Цель «Модернизация национальной правовой системы и упрощение бюрократических процедур» не достигнута в связи с недостижением 1 ЦИ «Улучшение позиции в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору «Право на собственность»: при плановом значении – 66 место, фактическое исполнение – 67 место.
По итогам 2015 года цель «Повышение качества исполнения судебных актов» не достигнута в связи с недостижением 1 ЦИ «Доля исполнительных документов исполненных в полном объеме в общем количестве оконченных исполнительных производств»: при плановом значении – 80, фактическое исполнение составило – 59,7.
По итогам оценки цель «Повышение качества государственных услуг, оказываемых органами юстиции» не достигнута в связи с недостижением ЦИ Улучшение позиции в рейтинге «Doing Business» Всемирного Банка по индикатору «Регистрация собственности»: при плановом значении – 13 место, фактическое исполнение – 19 место.
Цель «Повышение правовой культуры населения» не достигнута в связи с недостижением ЦИ Улучшение позиции в рейтинге ГИК ВЭФ по индикатору «Прозрачность решений, принимаемых государственными органами». Так, при плановом значении – 27 место, фактическое исполнение – 30 место.
Также, в 2015 году был не достигнут ППР «Количество исполненных в полном объеме исполнительных производств каждым судебным исполнителем» задачи «Создание эффективной системы органов исполнительного производства»: при плановом значении – 475, фактическое исполнение составило – 421.
Таким образом, «Достижение целей и задач стратегического плана» составляет 0,85.
Детализированный расчет по данному критерию прилагается в Приложении № 2.
 
3. По критерию «Анализ качества управления рисками»
Коэффициент критерия «Анализ качества управления рисками» определяется путем анализа раздела 6 «Управление рисками» стратегического плана на предмет разработки соответствующих мероприятий государственного органа, направленных на снижение риска, а также влияния мероприятий по управлению рисками на результативность государственного органа.
При определении коэффициента критерия «Анализ качества управления рисками» рассчитывается степень влияния и соответствие рисков на достижение стратегических целей раздела 3 «Стратегические направления, цели, задачи, целевые индикаторы, мероприятия и показатели результатов» стратегического плана.
В рамках оценки проводился анализ возможных рисков, предусмотренных в данном разделе, которые могут повлиять на ход реализации стратегического плана и воспрепятствовать достижению запланированных целей.
Кроме того, к анализу подвергались мероприятия по управлению рисками посредством соотношения предусмотренных мероприятий к возможным рискам.
Необходимо отметить, что к рискам относятся условия, которые с высокой степенью вероятности могут оказать отрицательное влияние на реализацию и достижение целей стратегического плана государственного органа. Государственный орган-разработчик учитывает факторы 
(риски и допущения), существенные для достижения целей, на которые исполнители не могут оказывать влияния по каким-либо причинам.
Проведенный анализ показал, что в стратегическом плане на 2015 год определено 7 рисков, из них 4 риска носят общий характер.
При этом, предусмотренные мероприятия по рискам «Снижение позиции Казахстана в рейтингах Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума и «Doing Business» Всемирного Банка» являются формальными, так как они не оказывают прямое воздействие на данные риски, и не в полной мере направлены на их полное снижение/предотвращение.
Следующие риски, как «Несвоевременное принятие центральными исполнительными и иными центральными государственными органами, а также местными органами государственного управления мер по приведению своих НПА в соответствие с нормами действующего законодательства», «Снижение качества разрабатываемых государственными органами РК проектов НПА по вопросам заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров Республики Казахстан» и «Технические сбои при возникновении нештатных ситуаций или выходе из строя серверного оборудования», не влияют на достижение целей стратегического плана МЮ РК, так как относятся к текущим и техническим проблемам.
На основании вышеизложенного, коэффициент «Анализ качества управления рисками» составляет0,88.
Детализированный расчет по данному критерию прилагается
в Приложении № 3.
 
4. Информация о вычете баллов
Согласно 43 пункту Методики, если по ЦИ, либо по ППР отмечается перевыполнение фактического показателя от планового значения более чем на 30 %, то производится вычитание 0,2 штрафных баллов за каждый зафиксированный факт перевыполнения плановых значений.
В ходе проведения оценки было выявлено 12 фактов перевыполнения планируемых показателей более чем на 30% – по 11 ППР и 1 ЦИ.
Итого, вычет штрафных баллов составил 2,4 балла.
 
На основании вышеприведенного анализа, оценка эффективности деятельности МЮ РК по достижению и реализации стратегических целей и задач в курируемой отрасли рассчитана следующим образом:
 
A = (0,15×0,79+0,15×0,88+0,7×0,85)×100% - 2,4 = 82,15
 
Выводы по оценке эффективности деятельности МЮ РК
Оценка эффективности деятельности МЮ РК по достижению и реализации стратегических целей и задач по итогам 2015 года составила 82,15 балла.
Данный результат, обусловлен средним уровнем качества и полноты анализа стратегического плана (79%),частичным достижением целей и задач стратегического плана (85%), средней степени проработки вопросов управления рисками (88%), а также наличием штрафных баллов – 2,4.
Тем самым, полученная оценка выше на 21,65 балла по сравнению с прошлым периодом оценки (2014 год – 60,50 балла).
На улучшение результата оценки в основном влияет средний уровень достижения целей и задач стратегического плана.
Необходимо отметить, что МЮ РК в отчетном году проведена достаточная работа по улучшению ситуации в курируемых сферах.
Вместе с тем, в стратегическом плане по некоторым направлениям, формируемым МЮ РК, анализ отсутствует («Правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан» и «Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством»сферы «Правовое обеспечение деятельности государства»).
В анализе текущей ситуации данные за последние три года представлены частично в следующих курируемых направлениях:
  • правовое обеспечение деятельности Казахстана на международной арене в целях защиты его национальных интересов и укрепления авторитета Республики в мировом сообществе, в том числе путем подготовки и заключения международных договоров Республики Казахстан;
  • осуществление государственной регистрации юридических лиц, прав на недвижимое имущество и сделок с ним, залогов отдельных видов движимого имущества, нормативных правовых актов центральных государственных органов, местных представительных и исполнительных органов, актов гражданского состояния, а также осуществление государственного учета нормативных правовых актов РК и контроля за ними.
 
Рекомендации по улучшению деятельности центрального государственного органа
По результатам проведенной оценки эффективности деятельности МЮ РК, с учетом основных проблем, препятствующих развитию курируемых сфер, предложены следующие рекомендации:
  1. принять действенные меры по улучшению позиции Казахстана в международных рейтингах, т.к. на протяжении двух лет наблюдается недостижение международных показателей;
  2. усилить работу всех структурных подразделений МЮ РК по качественному и своевременному достижению запланированных целей и задач стратегического плана;
2.1) уделить особое внимание отраслевым целям, которые на протяжении трех лет остаются на низком уровне (Повышение качества государственных услуг, оказываемых органами юстиции);
  1. обеспечить эффективность риск–менеджмента в государственном органе путем пересмотра рисков и мероприятий, направленных на снижение рисков;
  2. привести в соответствие стратегический план МЮ РК с требованиями методологии, в частности:
– обеспечить все курируемые сферы соответствующим анализом и актуальными данными;
– обеспечить эффективность управления рисками с целью увеличения вероятности успешной реализации стратегического плана;
– на постоянной основе отслеживать текущую ситуацию, тенденции развития, в т.ч. проводить анализ основных преимуществ и недостатков, благоприятных возможностей и потенциальных угроз (SWOT – анализ).
 
Первый вице-министр
национальной экономики Республики Казахстан                                                             М. Кусаинов
 
 
И.о. директора
Департамента развития системы государственного управления                                    Д. Жубанова