-A A +A

Закон Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»

Проект

 

Закон Республики Казахстан

«Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»

(новая редакция)

 

Настоящий Закон регулирует общественные  отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами при осуществлении оценочной деятельности с целью установления рыночной или иной стоимости объектов оценки.

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности

1. Законодательство Республики Казахстан об оценочной деятельности основывается на  Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

 2. Особенности организации оценки государственного имущества, случаи и особенности оценки имущества при его поступлении в состав государственного имущества, передаче государственного имущества в пользование физическим лицам и негосударственным юридическим лицам, а также при отчуждении государственного имущества устанавливаются главой 16 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе».

 3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

     

  Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) оценка - определение возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки;

2) подход к оценке - способ определения возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки с использованием одного или нескольких методов оценки;

3) метод оценки - совокупность действий юридического, финансово-экономического и организационно-технического характера, используемых для установления рыночной и иной стоимости объекта оценки;

4) дата оценки - день или период времени, на который определяется возможная рыночная или иная стоимость объекта оценки;

5) оценочная деятельность - предпринимательская деятельность, осуществляемая оценочными организациями, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан;

6) оценочная организация - коммерческая организация, созданная для осуществления оценочной деятельности;

7) оценщик - физическое лицо, получившее квалификационный сертификат «оценщик», выданный  Квалификационной  комиссией, непосредственно осуществляющее свою деятельность в качестве оценщика в составе одной оценочной организацией;

8) нормативные правовые акты в области оценочной деятельности - акты, устанавливающие требования к проведению оценки, используемым подходам и методам, содержанию и форме отчетов об оценке;

9) стандарты оценки - нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, принципы и характеристики в области оценочной деятельности;

10) отчет об оценке - письменный документ, составленный в соответствии с законодательством  Республики Казахстан об оценочной деятельности, содержащий результаты работы по оценке объекта;

11) палата оценщиков - саморегулируемая  организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности;

12) недостоверная оценка - оценка, осуществленная на несуществующий объект или с нарушением требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, стандартов оценки, с использованием в отчете об оценке недостоверных данных, приводящих к искажению рыночной или иной стоимости объекта оценки;

13) повторная оценка - определение рыночной или иной стоимости объекта вследствие возникающих споров по результатам оценки между оценочными организациями, заказчиками и третьими лицами;

14) квалификационный сертификат «оценщик» - документ, подтверждающий  соответствие лица  требованиям к  уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в оценщики,  установленным настоящим Законом,  стандартами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

15)  Квалификационная  комиссия – аккредитованная некоммерческая организация, создаваемая Республиканской палатой оценщиков для сертификации кандидатов в оценщики;

16) Международные стандарты оценки  –  стандарты оценки, изданные  Международным комитетом по стандартам оценки;

17) сертификация – процедура, посредством которой  Квалификационная комиссия устанавливает, что лицо соответствует требованиям к  уровню подготовки, профессиональных знаний и навыков кандидатов в оценщики, установленным настоящим Законом,  стандартами и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, и выдает соответствующий квалификационный сертификат «оценщик»;

18)  заказчик - физическое или юридическое лицо, потребитель услуг оценочной организации;

19)  уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области оценочной деятельности;

20)  третьи лица - лица, не входящие в число оценщиков, оценочных организаций и заказчиков, имеющие определенное отношение к оцениваемому имуществу, оценочной деятельности оценочной организации и заказу заказчика;

21) аккредитация - официальное признание уполномоченным органом правомочий Квалификационной  комиссии,  предусмотренной  настоящим Законом;

22) эксперт – член экспертного совета территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков, имеющий квалификационный аттестат «эксперт», выданный Квалификационной  комиссией по сертификации кандидатов в оценщики;

23) экспертиза отчета   - действия эксперта или экспертов территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков в целях проверки отчета объекта на  соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Закона, стандартов и правил оценочной деятельности, подтверждение стоимости объекта оценки, определенной в отчете.

     

Статья 3. Основные принципы оценочной деятельности

Основными принципами оценочной деятельности являются:

1) объективность;

2) достоверность.      

Статья 4. Субъекты оценочной деятельности

1. Субъектами оценочной деятельности являются оценочные  организации.

2. Оценочные организации  вправе заниматься оценочной деятельностью на основании лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

3.  Оценочная  организация должна быть членом одной  из территориальных палат оценщиков.

4. Руководитель,  учредитель  оценочной  организации обязаны иметь квалификационный сертификат «оценщик».

5. Оценщик, ранее возглавлявший оценочную  организацию, которая в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан была лишена лицензии, в течение года со дня  вступления в законную силу решения суда о лишении лицензии не может быть руководителем другой оценочной  организации.

6.  В случае создания филиала, представительства оценочной организации  руководитель филиала, представительства оценочной организации   обязан иметь квалификационный сертификат «Оценщик».

 

Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

1) отдельные материальные объекты (вещи), в том числе бесхозяйное, выморочное имущество; 

2) совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое); 

3) право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; 

4) право требования обязательства (долги); 

5) работы, услуги, информация;

6) объекты права интеллектуальной собственности; 

7) иные объекты гражданских прав.

 

Статья 6. Виды оценки

1. Видами оценки являются обязательная и инициативная оценка.

2. Обязательная оценка в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан проводится: 

1) для налогообложения объектов недвижимости физических лиц, не используемых в предпринимательской деятельности, а также для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельных участков крестьянских или фермерских хозяйств;

2) для приватизации, передачи в доверительное управление либо в аренду (аренду с последующим выкупом); 

3) для ипотечного кредитования: при предоставлении ипотечного займа, а также при необходимости реализации залогового имущества;

4) для выкупа и изъятия имущества у собственника для государственных нужд;

5) для определения стоимости имущества должника, когда он или взыскатель возражает против произведенной судебным исполнителем оценки; 

6) для определения стоимости имущества, поступившего в государственную собственность;

7) в иных случаях.

3. Инициативная оценка проводится на основании волеизъявления заказчика по проведению оценочной организацией  оценки любого объекта оценки в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан. 

Право на проведение оценки объекта оценки является безусловным и не зависит от установленного законодательством порядка осуществления бухгалтерского учета и отчетности. 

Данное право распространяется и на проведение повторной оценки объекта оценки. Результаты проведения оценки объекта оценки могут быть использованы для корректировки данных бухгалтерского учета и отчетности.   

Примечание. Заказчиком услуг по оценке имущества физических лиц для налогообложения, не используемого в предпринимательской деятельности, являются местные исполнительные органы города республиканского значения, столицы, района (города областного значения). 
     

 Статья 7. Государственная монополия в сфере определения
                               стоимости объектов налогообложения

1. Деятельность по определению стоимости объектов налогообложения (жилища, дачной постройки, объекта незавершенного строительства, холодной пристройки, хозяйственной (служебной) постройки, цокольного этажа, подвала жилища, гаража) относится к государственной монополии и осуществляется республиканскими государственными казенными предприятиями, созданными по решению Правительства Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 2. Цены на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые субъектом государственной монополии, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

 

Глава 2. Основания и условия осуществления 
оценочной деятельности

    

Статья  8. Основания проведения оценки

        1. Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный между оценочной организацией  и заказчиком в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

        По договору на проведение оценки оценочная организация  обязуется выполнить услуги для установления рыночной или иной стоимости объектов оценки, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

2. В случаях, предусмотренных законодательными актами, оценка объекта, в том числе повторная, должна быть произведена на основании решения суда или уполномоченного органа.

3. Суд и уполномоченный орган самостоятельны в выборе оценочной организации.

 

Статья 9. Обязательные требования к договору 
                                         на проведение оценки

1. К договору на проведение оценки применяются нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о договоре возмездного оказания услуг.

2. Договор на проведение оценки должен содержать:

1) реквизиты заказчика и оценочной организации:
        для физического лица - фамилию, имя, отчество (при его наличии), место жительства;

для юридического лица - наименование, место нахождения (почтовый адрес), банковские реквизиты;

2) наименование и (или) место нахождения объекта (объектов) оценки, вид определяемой стоимости;

3) вид оценки;

4) вид объекта оценки;

5) сроки проведения оценки;

6) указание на стандарты оценки, которые будут применяться при проведении оценки;

7) условия, порядок и размер оплаты за оказываемые услуги;

8) права, обязанности и ответственность сторон;

9) реквизиты документа, подтверждающего право собственности заказчика на объект оценки, либо иные основания, предоставляющие право заказчику на заключение договора об оценке;

10) реквизиты лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества (номер и дату выдачи лицензии с указанием органа, выдавшего ее).

В договоре на проведение оценки могут быть предусмотрены  и другие условия, не предусмотренные настоящим пунктом.

 

Статья 10. Требования к содержанию отчета об оценке

1. По результатам проведенной оценки составляется отчет об оценке в двух экземплярах, один из которых хранится у заказчика, второй – у оценочной организации. Требования к форме и содержанию отчета об оценке устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

2.  Отчет оценочной организации  подписывается оценщиком - физическим лицом, утверждается руководителем оценочной организации  и заверяется печатью.  

3. В случаях, когда  оценка проводилась несколькими оценщиками по разным объектам оценки, входящим в состав оцениваемого объекта оценки, отчет подписывается каждым оценщиком с указанием объектов оценки, по которым он проводил оценку.

 

Статья 11. Независимость оценщика

  1. Оценка не может проводиться,  если:

в отношении объекта оценки оценщик имеет,  либо приобретает вещные или обязательственные права вне договора;

оценочная организация имеет имущественный интерес в объекте оценки;

оценочная организация является аффилированным лицом заказчика;

юридическое лицо - заказчик является кредитором или страховщиком оценщика или оценочной организации;

оценщик является акционером, учредителем, работником, собственником, участником, кредитором, дебитором, спонсором юридического лица - заказчика либо оценщик - физическое лицо является близким родственником или свойственником заказчика - физического лица;
      оценщик является работником оценочной организации, в которой руководитель либо уполномоченное им лицо состоит в близких родственных или свойственных связях с заказчиком - физическим лицом и (или) руководителем либо уполномоченным им лицом юридического лица.

 2. Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика и оценочной организации, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении оценки.

 3. Размер оплаты оценочной организации за проведение оценки не может выражаться в процентном отношении к определяемой стоимости объекта оценки и устанавливается по соглашению сторон до выполнения работ.

      

Статья 12.  Экспертиза отчета об оценке

1. В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, проводится экспертиза отчета об оценке.

2. Под экспертизой отчета понимаются действия эксперта (экспертов) территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, утвержденного руководителем оценочной организации, осуществлявшей оценку, в том числе проверки на:

соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Закона, стандартов и правил оценочной деятельности;

подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

3. Экспертиза отчета об оценке осуществляется за счет стороны, инициирующей экспертизу отчета об оценке.

 4. Экспертиза отчета об оценке осуществляется экспертом (экспертами) территориальной палаты оценщиков, членом которой является оценочная организация, проводившая оценку.

5. В случае несогласия с результатами экспертизы отчета об оценке экспертизу отчета об оценке проводит эксперты - члены экспертного совета Республиканской палаты оценщиков.

6. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами территориальной палаты оценщиков, Республиканской палаты оценщиков.

Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Республики Казахстан об оценочной деятельности, в том числе настоящего Закона, стандартов, правил оценочной деятельности и  о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

7. Порядок проведения экспертизы отчета, требования к экспертному заключению и порядок его утверждения устанавливаются Республиканской палатой оценщиков.

 

Статья 13. Экспертный совет

1. Экспертный совет палаты оценщиков формируется из числа оценщиков оценочной организации, являющейся членом территориальной палаты оценщиков, сдавших квалификационный экзамен в соответствии с требованиями к уровню знаний к эксперту,  установленными  Республиканской палатой оценщиков.

2. Квалификационный экзамен проводится Квалификационной комиссией.

3. Квалификационный аттестат является свидетельством, подтверждающим сдачу квалификационного экзамена.

4.  Формы квалификационных аттестатов, порядок их выдачи и аннулирования, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов  утверждаются  уполномоченным органом.

5. Экспертный совет Республиканской палаты оценщиков формируется из числа экспертов территориальных палат оценщиков. Каждая территориальная палата оценщиков вправе делегировать в  экспертный совет Республиканской палаты оценщиков по одному представителю. Члены экспертного совета Республиканской палаты оценщиков избираются сроком на три года.

Председателем экспертного совета Республиканской палаты оценщиков  избирается эксперт территориальной палаты оценщиков простым большинством голосов  экспертов Республиканской палаты оценщиков  сроком на три  года.  Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

6. В случаях, когда для проведения экспертизы отчета об оценке необходимы специальные знания в определенной области науки, техники, искусства или ремесла, палаты оценщиков привлекают  ученых и специалистов по профилю проводимой оценки.

 

Статья 14. Стандарты оценки

1. Стандартами оценки в Республике Казахстан признаются опубликованные казахском или русском языках  по письменному разрешению на их официальный перевод и публикацию в Республике Казахстан от Международного  совета  по стандартам оценки  международные стандарты в области оценочной деятельности и стандарты оценки, разработанные Республиканской палатой оценщиков в соответствии с международными стандартами, законодательством Республики Казахстан в области оценочной деятельности,  утвержденные  уполномоченным органом.

 2. Стандарты оценки являются общеобязательными для всех участников общественных отношений, возникающих в области оценочной деятельности,  и распространяют свое действие на всей территории Республики Казахстан.

 3. Стандарты оценки не относятся к нормативным документам по стандартизации, принятие которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

 

Глава 3. Права и обязанности оценочной организации

 

Статья 15. Права оценочной организации

Оценочная организация  имеет право:

1) привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;

2) отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки;

3) запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

 

Статья 16. Обязанности оценочной организации

 Оценочная организация  обязана:

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, стандартов оценки, а также нормативных правовых актов Республики Казахстан;

2) соблюдать правила деловой и профессиональной этики, утвержденные  территориальной палатой оценщиков, членом которой она является;

3) разрабатывать  и утверждать внутренние стандарты и правила контроля качества работы своих членов;

4) состоять членом только одной территориальной  палаты оценщиков;
      5) сообщать заказчику о невозможности  проведения  оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

6) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

7) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика лицензию на осуществление деятельности по оценке имущества;

8) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

9) представлять заказчику отчет об оценке;

10) вести книгу отчетов проведения оценки с указанием нумерации договоров на проведение оценки в хронологическом порядке;

11) хранить составленные отчеты об оценке в течение 5 лет;

12) предоставлять  территориальной палате оценщиков, членом которой является оценочная организация,  информацию  о составе оценщиков, включая информацию об оценщиках в  филиалах (представительствах),   статистическую информацию о деятельности оценочных организаций (количество проведенных оценок по календарным периодам) по форме, утвержденной уполномоченным органом; 

 13) предоставлять территориальной палате оценщиков, членом которой  является оценочная организация,   для проведения контроля за осуществлением им оценочной деятельности доступ к документам и материалам, на основании которых проводилась оценка, за исключением информации, которая составляет коммерческую тайну юридического лица или заказчика, либо иной информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности;

 14)  в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, предоставлять копии хранящихся отчетов об оценке  или информацию государственным органам, территориальной палате оценщиков, членом которой она является,  по их законному требованию;

15)  вносить ежегодный взнос в компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков, членом которой она является, в порядке и размере, установленных настоящим Законом.

Статья 17. Ответственность оценочной организации

Оценочная организация  несет ответственность за:

1) нарушение требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, а также стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

2) разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

3) недостоверную оценку;

4) сохранность и целостность документов и другой информации, предоставляемой ему для проведения оценки;

5) непредоставление копий отчетов об оценке или информации государственным органам,  территориальной палате оценщиков, членом которой она является,  в случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан;

6) несвоевременное предоставление или не предоставление в территориальную палату оценщиков, членом которой она является, информации о составе оценщиков, статистической информации о деятельности оценочных организаций по форме, утвержденной уполномоченным органом.

 

 

Глава 4.    Права и обязанности оценщика

 

Статья 18. Права оценщика 

Оценщик имеет право:

1) самостоятельно применять методы оценки и подходы к оценке в соответствии со стандартами оценки и (или) с международными стандартами с указанием источника;

 2) требовать от заказчика при проведении оценки обеспечения доступа к объекту, а также в полном объеме к документации, необходимой для осуществления оценки;

3) получать у заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления оценки;

2.  В  случае  отказа  в предоставлении  информации, указанной в подпунктах 2), 3) пункта 1 настоящей статьи,  существенным образом влияющей на достоверность результатов оценки, оценщик указывает об этом  в отчете.

 

Статья 19. Обязанности оценщика

 Оценщик обязан:

1) соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, стандартов оценки;

2) соблюдать правила деловой и профессиональной этики;

3) сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

4) обеспечивать сохранность и конфиденциальность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

5) предоставлять по требованию представителя уполномоченного органа и заказчика квалификационный сертификат «оценщик»;

6) не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

7) осуществлять непосредственное обследование объекта.

 

Статья 20. Ответственность оценщика

 Оценщик несет ответственность за:

1) нарушение требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, а также стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

2) разглашение сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

3) недостоверную оценку;

4) сохранность и целостность документов и другой информации, предоставляемой ему для проведения оценки.

 

 

Глава 5.  Палаты оценщиков

 

Статья  21. Территориальная палата оценщиков   

1. Территориальная палата оценщиков  -  некоммерческая саморегулируемая организация, объединяющая  в своем составе оценочные организации, созданная  в целях защиты прав и законных интересов оценщиков, оценочных организаций и осуществления контроля  за оценочной деятельности.

Территориальная палата оценщиков является членом Республиканской  палаты оценщиков. 

2. Деятельность территориальной палаты оценщиков регулируется настоящим Законом и уставом.

3. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна палата оценщиков.

4. Наименование территориальной палаты оценщиков должно содержать указание на вид деятельности членов этой организации.

Статья 22. Порядок приема в члены территориальной палаты оценщиков

1. Порядок приема в члены территориальной палаты оценщиков устанавливается внутренними документами территориальной палаты оценщиков.

2. Заявление о приеме в члены территориальной палаты оценщиков рассматривается в течение тридцати календарных дней с момента его поступления в территориальную палату оценщиков. К заявлению прилагаются документы, перечень которых определяется внутренними документами территориальной палаты оценщиков. Решение о приеме в члены территориальной палаты оценщиков принимается правлением территориальной палаты оценщиков.

3. Решение об отказе в приеме в члены территориальной палаты оценщиков может быть обжаловано в суд.

 

Статья 23. Прекращение членства в территориальной палате оценщиков

1. Исключение члена из территориальной палаты оценщиков осуществляется согласно внутренним документам территориальной палаты оценщиков  в следующих случаях:

1) по заявлению члена территориальной палаты оценщиков;

2) лишения члена территориальной палаты оценщиков лицензии на осуществление оценочной деятельности;

3) нарушения членом территориальной палаты оценщиков законодательства Республики Казахстан и внутренних документов территориальной палаты оценщиков.

2. Исключение из членов территориальной палаты оценщиков может быть обжаловано в суд.

 

Статья 24. Функции территориальной палаты оценщиков

Функциями  территориальной палаты оценщиков являются:

1) разработка и утверждение правил деловой и профессиональной этики оценщика;

2) обучение и переподготовка оценщиков, выдача сертификатов о прохождении курсов в соответствии с программой, утвержденной Республиканской палатой оценщиков;

3) разработка и утверждение правил и условий приема в члены палаты оценщиков с указанием оснований приема и исключения из членов палаты;

4) представление интересов своих членов в их отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями оценщиков;

5) обеспечение соблюдения своими членами требований законодательства об оценочной деятельности, стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;   

6) осуществление внешнего  контроля  качества оценочных организаций и  исключение по итогам проведенного внешнего контроля качества из палаты оценщиков, допустивших нарушения стандартов оценки  и Кодекса этики;

7) ведение реестра членов палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре,  Республиканской палате оценщиков,   заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;

8) организация информационного и методического обеспечения своих членов;

9) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб оценщиков палаты, оценочных организаций палаты оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности на оценщика палаты,  руководителя оценочной  организации - члена  палаты;     

 10) предоставление в Республиканскую палату оценщиков  статистической информации о деятельности оценочных организаций -  членов  палаты оценщиков по форме, утвержденной уполномоченным органом;

 11) проведение  экспертизы оценки объекта в случае несогласия одной из заинтересованных сторон с результатами оценки, обращения уполномоченного органа;

12) анализ, обобщение и распространение  опыта  работы оценщиков и оценочных  организаций;

13) представление в уполномоченный орган ходатайства о возбуждении дела об административном правонарушении по приостановлению или лишению лицензии члена палаты оценщиков в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

14) делегирование представителей территориальной палаты оценщиков для включения в состав Квалификационной комиссии;

15) формирование компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков  для обеспечения  имущественной ответственности своих членов перед потребителями услуг в области оценочной деятельности и третьими лицами.

 

Статья 25. Обеспечение имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности

1. Убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам,  вследствие использования итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном оценщиком или оценщиками, утвержденной руководителем оценочной организации, подлежат возмещению в полном объеме за счет средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков.

Территориальная палата оценщиков в пределах средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

 2. Требование о возмещении ущерба за счет компенсационного фонда предъявляется к  территориальной палаты оценщиков, членом которой является или являлся оценщик на момент причинения ущерба. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному случаю не может превышать полутора миллиона тенге.

3.  Территориальная палата оценщиков, экспертом или экспертами которой подготовлено и утверждено положительное экспертное заключение, несет солидарную ответственность за убытки, причиненные заказчику, заключившему договор на проведение оценки, или имущественный вред, причиненный третьим лицам действиями (бездействием) оценщика или оценщиков вследствие установленного судом нарушения требований стандартов оценки. При этом возмещение заказчику оценки и (или) третьему лицу убытков или имущественного вреда производится за счет средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, членами которой являются эксперт или эксперты.

Территориальная палата оценщиков, возместившая убытки или имущественный вред, имеет право регресса к эксперту или экспертам палаты оценщиков. 

 

Статья 26.  Компенсационный фонд

1. Компенсационным фондом является обособленное имущество, принадлежащее территориальной палате оценщиков на праве собственности и первоначально формируемое исключительно в денежной форме за счет обязательных ежегодных взносов ее членов.

 2. Компенсационный фонд формируется путем перечисления взносов в компенсационный фонд от членов территориальной палаты оценщиков. Размер взноса в компенсационный фонд составляет  50 000 (пятьдесят тысяч) тенге. Не допускается освобождение члена территориальной палаты оценщиков от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков, в том числе за счет его требований к территориальной палате оценщиков.

Перечисление взносов в компенсационный фонд осуществляется на специальный расчётный счёт территориальной палаты оценщиков.

 3.  Порядок формирования и размер компенсационного фонда определяется  в уставе территориальной палаты оценщиков с соблюдением  требования настоящего Закона.

Контроль за состоянием компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков осуществляет  председатель территориальной палаты оценщиков.

Информация о текущем размере компенсационного фонда должна размещаться на сайте территориальной палаты оценщиков и обновляться по мере изменения размера компенсационного фонда.   При уменьшении размера компенсационного фонда ниже минимального или при угрозе такого возникновения, председатель территориальной палаты оценщиков обязан проинформировать об этом членов правления территориальной палаты оценщиков.

6. Не допускается осуществление выплат из средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, за исключением следующих случаев:

1) возврата ошибочно перечисленных средств;

2) размещения средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков  в целях его сохранения и увеличения его размера;

3) осуществления выплат в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки).

7. В случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков  в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Закона  член территориальной палаты оценщиков или ее бывший член, по вине которых вследствие недостатков работ по оценке объектов  был причинен вред, а также иные члены территориальной палаты оценщиков должны внести взносы в компенсационный фонд территориальной палаты оценщиков  в целях увеличения размера такого фонда в порядке и до размера, которые установлены уставом территориальной палаты оценщиков в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат.

8.  В целях сохранения и увеличения его размера компенсационный фонд может быть размещен на банковском депозитном счёте территориальной палаты оценщиков. Решение о размещении средств компенсационного фонда на банковском депозитном счёте территориальной палаты оценщиков  принимает Правление территориальной палаты оценщиков.  Размещение средств на банковском депозитном счёте территориальной палаты оценщиков  возможно при соблюдении условия о возможности возврата средств с этого счёта в течение 10 (десяти) рабочих дней по требованию территориальной палаты оценщиков. 

Запрещается иное размещение средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, в том числе на банковских счетах членов территориальной палаты оценщиков.

9.  В случае ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус палаты оценщиков, имущество, составляющее компенсационный фонд такой организации, подлежит передаче Республиканской палате оценщиков. К порядку размещения средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков, переданных Республиканской палате оценщиков, предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к порядку размещения средств компенсационного фонда территориальной палаты оценщиков.

Имущество, составляющее компенсационный фонд территориальной палаты  оценщиков и переданное Республиканской палате оценщиков, по истечении четырех лет с даты ликвидации палаты оценщиков подлежит возврату в денежной форме лицам, являвшимся членами такой палаты оценщиков, в размере, не превышающем размера их взносов в компенсационный фонд, в порядке, установленном уполномоченным органом.

 

Статья 27. Республиканская палата оценщиков

1. Республиканская палата оценщиков является некоммерческой саморегулируемой организацией, объединяющей в своем составе территориальные палаты оценщиков, зарегистрированные  на территории Республики Казахстан.

2. Основными задачами Республиканской  палаты  оценщиков являются защита прав и интересов членов Республиканской  палаты  оценщиков, а также обеспечение единых условий осуществления оценочной деятельности Республики Казахстан.

3. Республиканская палата оценщиков создается в форме ассоциации (союза).     

На территории Республики Казахстан образуется одна   Республиканская палата оценщиков.

Деятельность Республиканской палаты  оценщиков регулируется настоящим Законом и уставом.    

4.  Республиканская палата оценщиков вправе вступать в международные объединения оценщиков.

 

Статья 28. Функции Республиканской палаты оценщиков

Функциями Республиканской палаты оценщиков являются:

1) разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области оценочной деятельности;

2) представление интересов территориальных палат оценщиков в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в международных профессиональных организациях оценщиков;

3) защита прав и законных интересов палат оценщиков;

4) разработка и утверждение программ профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

5) утверждение порядка выдачи сертификатов (свидетельств) о прохождении курсов повышения квалификации;

6) разработка рекомендаций о порядке прохождения стажировки;

7) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб палат оценщиков, потребителей услуг в области оценочной деятельности на палаты оценщиков;

8) ведение реестра членов Республиканской палаты оценщиков и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, уполномоченному органу, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным органом;  

9) создание Квалификационной  комиссии;

10)  проведение экспертизы отчета об оценке случае несогласия заинтересованных лиц с результатами экспертизы отчета об оценке, проведенной экспертами территориальных палат оценщиков;

11) способствование  развитию оценочной деятельности, повышению ее эффективности, организации и координации деятельности оценщиков, оценочных  организаций, территориальных палат оценщиков;

12) размещение на своем интернет-ресурсе на государственном и русском языках и (или) опубликование в периодических печатных изданиях сведений о выдаче, приостановлении, лишении и прекращении действия квалификационного сертификата «оценщик», лицензий оценочных организаций;

13) установление порядка проведения сертификации кандидатов в оценщики;

14) разработка правил формирования и осуществления деятельности Квалификационной комиссии; 

15) обеспечение условий для распространения стандартов оценки, методических рекомендаций по их применению. 

 

Статья 29. Органы управления  палаты оценщиков

1. Высшим органом управления  палаты оценщиков является общее собрание членов палаты оценщиков. Общее собрание членов палаты  оценщиков созывается не реже чем один раз в год в порядке, устанавливаемом уставом.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

1) принятие устава палаты оценщиков, внесение в него изменений и дополнений;

2) избрание председателя палаты оценщиков, членов правления и ревизионной комиссии;

3) определение основных направлений деятельности палаты оценщиков;

4) утверждение бюджета палаты оценщиков;

5) утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом, отчетов правления, председателя и ревизионной комиссии  палаты оценщиков о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности палаты оценщиков; 

6) утверждение положения о членстве в палате  оценщиков; 

7) избрание члена палаты оценщиков, сдавшего квалификационный экзамен, в состав экспертного совета палаты оценщиков; 

8) принятие решений о добровольной ликвидации некоммерческой организации. 

Уставом палаты оценщиков могут быть предусмотрены иные вопросы, принятие решений по которым отнесено к исключительной компетенции общего собрания.

2. Руководство палатой оценщиков осуществляют правление и председатель палаты оценщиков, избранные общим собранием членов палаты оценщиков.

Правление является органом управления палаты оценщиков, в состав которого входит не менее пяти человек. Члены правления избираются тайным голосованием сроком на четыре года.

5. Порядок и сроки созыва собрания членов палаты оценщиков, а также полномочия председателя и органов управления  палаты оценщиков определяются уставом  палаты оценщиков.

6. Председателем палаты оценщиков избирается оценщик, который непосредственно до дня его избрания состоял членом палаты оценщиков. Председатель палаты оценщиков избирается тайным голосованием сроком на три года.  Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

Председатель палаты оценщиков:

1) организует работу палаты оценщиков, осуществляет контроль за выполнением возложенных на  палату оценщиков задач;

2) руководит работой палаты оценщиков, осуществляет прием и увольнение работников  палаты оценщиков;

3) представляет интересы палаты оценщиков в государственных органах, общественных объединениях, других организациях;

4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные уставом палаты оценщиков, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

 

Статья  30.  Контроль качества и его виды
        1. Контроль качества направлен на соблюдение оценщиками  и оценочными  организациями требований стандартов оценки.

2. Видами контроля качества является внутренний и внешний контроль качества.

Внутренний контроль качества осуществляется оценочной организацией самостоятельно в соответствии со стандартами оценки и правилами контроля качества работы своих членов.
      Внешний контроль качества осуществляется территориальной палатой оценщиков в отношении своих членов один раз в два года.

3. Правила проведения внешнего контроля качества разрабатываются Республиканской палатой оценщиков.

4. Оценочная организация вправе обжаловать заключение территориальной палаты оценщиков  в судебном порядке.

 

Статья  31.  Порядок проведения территориальной палатой оценщиков внешнего контроля за осуществлением оценочной деятельности

1. Контроль за осуществлением оценочной деятельности членами территориальных палат оценщиков проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами палаты оценщиков требований настоящего Закона, стандартов оценки. Плановая проверка проводится не реже одного раза в два года.

Основанием для проведения внеплановой проверки является направленная в территориальную палату оценщиков мотивированная жалоба  о  нарушении оценочной организацией:

1) требований Закона, стандартов оценки;  

2) правил деловой и профессиональной этики. 

2. В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе.

Оценочная организация обязана предоставить для проведения проверки информацию по вопросам, изложенным в жалобе  по запросу палаты оценщиков в порядке, определяемом внутренними документами палаты оценщиков.

Территориальная палата оценщиков, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с настоящим Законом и другими законами. Работники и должностные лица палаты оценщиков, являющиеся работниками оценочной организации, в отношении которой осуществляется проверка, участие в проведении проверки не принимают.

3. Коллегиальный орган управления палаты оценщиков вправе принять решение о:  

вынесении предписания, обязывающего члена палаты оценщиков устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

вынесении члену палаты оценщиков  предупреждения;

исключении из членов палаты оценщиков;

иные установленные внутренними документами палаты оценщиков меры.

Решение, предусмотренное абзацем третьим части четвертой настоящей статьи, может быть принято не менее чем семьюдесятью пятью процентами голосов членов коллегиального органа управления территориальной палаты оценщиков, присутствующих на его заседании.

Территориальная  палата оценщиков в течение двух рабочих дней со дня принятия коллегиальным органом управления решения направляет копии такого решения члену палаты оценщиков и лицу, направившему жалобу, по которой принято такое решение.

 

Статья 32. Сертификация кандидатов на присвоение квалификации «оценщик»

1. К сертификации  допускаются лица, имеющие высшее образование, прошедшие обучение  или переподготовку в соответствии с программой и в объеме часов, утвержденных Республиканской палатой  оценщиков и трудовой стаж не менее трех лет в оценочной организации в качестве помощника оценщика.

 2. Лица, прошедшие сертификацию, получают квалификационный сертификат  о присвоении квалификации «оценщик» с указанием номера квалификационного сертификата, фамилии, имени и  отчества.
Решение о присвоении квалификации «оценщик»  размещается на интернет-ресурсе  Республиканской палаты оценщиков и (или) публикуется в периодических печатных изданиях, определяемых Квалификационной комиссией, на государственном и русском языках.

 3. Лица, не прошедшие сертификацию, допускаются к ее повторному прохождению по истечении трех месяцев с момента принятия решения Квалификационной комиссией.

 4. Правила проведения сертификации  лиц, претендующих на присвоение  квалификации «оценщик»,  утверждаются Республиканской палатой оценщиков.

 

Статья 33. Квалификационная комиссия

1. Квалификационная комиссия создается Республиканской палатой оценщиков, являющейся ее учредителем.

2. Квалификационная комиссия является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме учреждения, и действует на основании положения (устава).

3. Квалификационная комиссия не вправе создавать филиалы и представительства.

4. В состав Квалификационной комиссии должно  входить нечетное число членов, в составе не менее семнадцати  человек, в том числе  представитель  уполномоченного органа,  делегированные территориальными палатами оценщиков представители, ученые.

Члены Квалификационной комиссии избираются сроком на один год.

5. Председателем Квалификационной  комиссии избирается лицо, осуществляющее деятельность в качестве оценщика,  простым большинством голосов сроком на один год.  Одно и то же лицо не может быть избрано председателем два раза подряд.

6. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности квалификационных комиссий осуществляются учредителями (участниками) за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

7. Квалификационная комиссия разрабатывает и утверждает программу сертификации  кандидатов в оценщики.

Статья 34.  Квалификационный сертификат

1. Квалификационный сертификат является свидетельством, подтверждающим сдачу квалификационного экзамена, и выдается при условии, что лицо, претендующее на его получение, сдало квалификационный экзамен. Квалификационный экзамен проводится в письменной форме.

2. Типы, формы квалификационных сертификатов, порядок их выдачи и аннулирования, порядок ведения реестра квалификационных сертификатов утверждаются уполномоченным органом.

 

Статья 35. Лишение квалификационного сертификата «оценщик»

     

 Лишение квалификационного сертификата «оценщик» осуществляется по решению суда  по ходатайству территориальных палат оценщиков.  Лишение квалификационного сертификата «оценщик» осуществляется в следующих случаях:

 неоднократное нарушение требований нормативных правовых актов в области оценочной деятельности, а также стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики;

 повторное  в течение года составление оценщиком недостоверного отчета об оценке имущества, осуществление оценки имущества в случаях, запрещенных законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности после наложения административного взыскания.

Решение о лишении квалификационного сертификата «оценщик»  размещается территориальной палатой оценщиков на своем интернет-ресурсе и (или) публикуется в периодическом печатном издании на государственном и русском языках.

Лица, которые были лишены квалификационного сертификата «оценщик»,  к повторной сертификации  допускаются не ранее чем через три года.

 

Глава 6. Права и обязанности заказчика

 

Статья 36.   Права заказчика

 Заказчик имеет право:

1) получать от оценочной организации  исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения оценки;

2) знакомиться с нормативными правовыми актами, на которых основываются отчет об оценке и выводы оценщика;

3) получать от оценочной организации необходимую информацию о методах проведения оценки;

4) отказаться от услуг оценочной организации в случае нарушения ею условий договора.

 

Статья 37. Обязанности заказчика

Заказчик обязан: 

1) создавать условия оценщику для своевременного и качественного проведения оценки в соответствии с договором;

2) предоставлять оценщику необходимую для проведения оценки документацию, полную и достоверную информацию, а также давать необходимые разъяснения, обеспечить доступ оценщика к объекту оценки;

3) не вмешиваться в деятельность оценщика, если это негативно повлияет на достоверность оценки; 

4) направлять по требованию оценщика письменный запрос от своего имени в адрес третьих лиц для получения необходимой для проведения оценки информации. 

 

Статья 38. Рассмотрение споров

 Споры, возникающие между оценочной организацией, заказчиком и третьими лицами при осуществлении оценочной деятельности, разрешаются в судебном порядке.

Глава 7. Государственное регулирование 
оценочной деятельности

 

 Статья  39.  Контроль за деятельностью палат оценщиков

 1. Уполномоченный орган осуществляет контроль  за  исполнением Республиканской палаты оценщиков требований настоящего Закона.

 2. Контроль  за  исполнением  территориальными  палатами оценщиков требований, вытекающих из функций, установленных статьей  24 настоящего Закона осуществляют территориальные органы юстиции.

 3. Контроль осуществляется в форме проверки и в иных формах контроля.

Проверка осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».

 Иные формы контроля осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом.

 4. В случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан территориальный орган юстиции направляет в территориальную палату оценщиков представление об устранении нарушений. При неустранении нарушений в установленный срок, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с иском о понуждении устранить выявленные нарушения законодательства Республики Казахстан.

 

Статья 40. Компетенция уполномоченного органа в области оценочной деятельности

К компетенции уполномоченного органа относятся:
    1) реализация государственной политики в области оценочной деятельности;

2) разработка и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов;

3)  лицензирование оценочной деятельности; 

4) аккредитация Квалификационной комиссии;

5) разработка квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании оценочной деятельности;

6) утверждение  форм реестров оценочных организаций и палат оценщиков; 

7)  утверждение  форм квалификационных аттестатов,  порядка  их выдачи и аннулирования, ведения реестра квалификационных аттестатов;

8) осуществление государственного контроля в области оценочной деятельности;

9) разработка формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска и полугодовых планов проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

10) размещение  и ежемесячное обновление реестра оценочных организаций на интернет-ресурсе  уполномоченного органа;

11) сбор статистической информации в части деятельности оценочных организаций;

12) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 41. Лицензирование оценочной деятельности в Республике Казахстан

Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

 

     

Глава 8. Заключительные  и переходные положения

 

Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства об оценочной  деятельности

Лица, нарушившие законодательство об оценочной деятельности, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. 

 

 Статья 43. Переходные положения

1. Оценщики вправе  осуществлять оценочную деятельность  в качестве индивидуального предпринимателя в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.   

2.  Квалификационная комиссия создается Республиканской  палатой  оценщиков в течение трех месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

3. Лицензии физических лиц, осуществляющие  оценочную деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, осуществляющим оценочную деятельность, выданные уполномоченным органом  до введения в действие настоящего Закона,  подлежат обмену на квалификационные сертификаты  «Оценщик» по истечении шести месяцев со дня принятия настоящего Закона.

4. Лицензии юридических  лиц,  занимающихся оценочной деятельностью, выданные уполномоченным органом  до введения в действие настоящего Закона,  действительны.

5.  Юридические лица, имеющие лицензии на осуществление оценочной деятельности на момент введения в действие настоящего Закона, обязаны привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом в шестимесячный срок со дня введения в действие настоящего Закона. 

6.  Стандарты оценки, утвержденные Правительством Республики Казахстан,  применяются оценщиками и оценочными  организациями  до опубликования  международных стандартов  и  введения в действие стандартов оценки, разработанных в соответствии с международными стандартами, законодательством Республики Казахстан, утвержденных уполномоченным органом.

 

   Статья 44. Порядок введения в действие настоящего Закона

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением  подпунктов 5), 7) статьи 2, пункта 1 статьи 4, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона;  пунктов 1, 2 статьи 14,  которые вводятся в действие с 1 января 2016 года.

2.  Признать утратившим силу Закон  Республики Казахстан от  30 ноября  2000 года  «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»  (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 20, ст. 381; 2001 г., № 24, ст. 338; 2003 г., № 3, ст. 19; № 10, ст. 54; 2004 г., № 23, ст. 142; 2007 г., № 2, ст. 18; 2009 г., № 23, ст. 97; 2010 г., № 5, ст. 23; 2011 г., № 3, ст. 32; № 5, ст. 43; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; 2012 г., № 14, ст. 95; № 15, ст. 97; 2014г., № 1, ст. 4).

          Президент

Республики Казахстан                                                Н. НАЗАРБАЕВ

 

 

Астана, Акорда,

«___» __________ 2014 года

№ ___________