-A A +A

Методические рекомендации по определению нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации

    «УТВЕРЖДАЮ»
                                                                             Вице - министр юстиции
               Республики Казахстан
                                                                                      _________ Д. Куставлетов
                                                                                      « 23 » июня 2011 года
 
 
Методические рекомендации
по определению нормативных правовых актов,
подлежащих государственной регистрации
 
         Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан «Об органах юстиции», «О нормативных правовых актах» (далее – Закон о НПА), «Об административных процедурах», постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 778 «Об утверждении Правил государственной регистрации нормативных правовых актов» (далее – Правила государственной регистрации).
Целью настоящих методических рекомендаций является установление признаков нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, в соответствии с действующим законодательством.
            Согласно статье 38 Закона о НПА и пункту 3 Правил государственной регистрации, принятие решения о необходимости государственной регистрации нормативного правового акта является прерогативой Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - Министерство) и его территориальных органов.
Окончательное решение органы юстиции выносят после проведения юридической экспертизы в соответствии с действующим законодательством.
         Отмечаем, что решение этого вопроса требует тщательного изучения документа, а именно выявления:
1)    наличия в документе правовых норм;
2)    распространения норм на права, свободы, обязанности и интересы граждан (напрямую или косвенно).    
3)    наличия норм права, затрагивающих деятельность юридических лиц и (или) физических лиц, общественных и других организаций.
4)    наличия норм права, устанавливающих требования (общеобязательность) для учреждений, государственных органов.
 
1. Признаки нормативных правовых актов, подлежащих   государственной регистрации в органах юстиции:
 
         Под нормативным правовым актом следует понимать письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие.
         Норма права (правовая норма) - общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц в рамках нормативно-регламентированной ситуации.
Уполномоченными органами являютсягосударственные органы и должностные лица Республики Казахстан, которые вправе принимать нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан, Законом о НПА, а также законодательством, определяющим правовой статус этих органов и должностных лиц (Президент Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, Конституционный Совет Республики Казахстан, Верховный Суд Республики Казахстан, Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные представительные и исполнительные органы, Национальный Банк Республики Казахстан, иные государственные органы).
Нормативные правовые акты подразделяются на два вида: основные (пункт 1 статьи 3 Закона о НПА) и производные (регламент - НПА, регулирующий внутренний порядок деятельности какого-либо государственного органа и его структурных подразделений; технический регламент - НПА, устанавливающий обязательные требования к продукции и (или) процессам их жизненного цикла, разрабатываемый и применяемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании; стандарт государственной услуги - НПА, устанавливающий требования к оказываемой государственной услуге, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственных услуг; регламент государственной услуги - НПА, устанавливающий требования к обеспечению соблюдения стандарта государственной услуги и определяющий порядок деятельности государственных органов, их подведомственных организаций, должностных лиц, а также физических и юридических лиц по оказанию государственной услуги. Регламент государственной услуги устанавливает также описание действий (взаимодействия) государственных органов, их подведомственных организаций и иных физических и юридических лиц, участвующих в процессе оказания государственной услуги; реестр государственных услуг - НПА, содержащий регулярно обновляемый перечень государственных услуг, оказываемых на республиканском и местном уровнях, с указанием получателей государственных услуг, государственных органов и организаций, обеспечивающих их оказание, и других характеристик; положение - НПА, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа; правила - НПА, определяющий порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности; инструкция - НПА, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений).
Законами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные формы нормативных правовых актов производного вида.
Нормативные правовые акты производных видов принимаются или утверждаются посредством нормативных правовых актов основных видов и составляют с ними единое целое.
При этом, нормативные правовые акты центральных государственных органов издаются только в виде постановлений и приказов, а нормативные правовые акты местных государственных органов издаются в виде постановлений Акиматов и решений Акимов, Маслихатов.
         К примеру,
- приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 апреля 2011 года № 136 утверждены Правила назначения стипендий, учрежденных Президентом Республики Казахстан» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 мая 2011 года № 6936). В данном случае усматривается принятие МОН основного и производного вида нормативного правового акта;
            - решение маслихата Наурзумского района Костанайской области от 13 мая 2011 года № 375 «О предоставлении подъемного пособия и социальной поддержки для приобретения жилья специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты района в 2011 году» (зарегистрировано Управлением юстиции Наурзумского района Костанайской области 18 мая 2011 года № 9-16-121) является основным видом нормативного правового акта.
        
         1) относительно государственной регистрации нормативных правовых актов, опосредовано затрагивающих права, свобод и обязанностей граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
Общими положениями Конституции установлено, что государственным органам власть делегируется народоми первые выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (статья 3 Конституции Республики Казахстан).
Отсюда следует, что любые официальные действия государственных органов, в том числе издание нормативных правовых актов, сопряжены с реализацией властных полномочий, делегированных народом. Соответственно, они не могут не затрагивать интересов общества и гражданина.
Согласно постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 октября 1999 года № 20/2, Конституция изложена таким образом, что в разделе 1 «Общие положения» закреплены основы конституционного строя, основные конституционные принципы организации деятельности Республики и другие основополагающие установления. Нормы данного раздела обладают приоритетом по отношению к другим конституционным нормам. Это основополагающий принцип не только для конституционных норм, но и для всей системы действующего права Республики.  
Таким образом, отмечаем, что акты, содержащие нормы права, подлежат государственной регистрации, поскольку самим фактом наличия норм права они доказывают, что прямо либо опосредованно затрагивают права и обязанности граждан. Данная аксиома теории права вытекает из теоретико-аналитического обоснования структуры нормы права.
К примеру, нормативные правовые акты уполномоченных органов, утверждающие критерии оценки степени риска, проверочные листы, проецируются на права, свободы и обязанности граждан (Приказ Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 8 апреля 2011 года № 96 «Об утверждении Критериев оценки степени риска в сфере частного предпринимательства за соблюдением законодательства Республики Казахстан о товарных биржах» - зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2011 года № 6931), Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 28 марта 2011 года № 123 и Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 31 марта 2011 года № 75 «Об утверждении формы проверочного листа в сфере частного предпринимательства в области архитектуры, градостроительства и строительства» - зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 апреля 2011 года № 6905).
Таким образом, из содержания приказа №96 усматривается, что критерии оценки степени риска определяют внутреннюю политику государственного органа по частоте плановых проверок объектов контроля и надзора, как субъектов частного предпринимательства, так и государственных органов, в том числе на предмет соблюдения последними, прав, свобод и обязанностей граждан (законодательство о языках, охрана труда, безопасности продукции и услуг, право на информацию и т.п.).
Согласно разъяснению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (от 26 января 2010 года № 7-19-129-10) приказы государственных органов об утверждении критериев оценки степени риска, подлежат государственной регистрации в органах юстиции, поскольку от степени риска зависит периодичность проверок всех субъектов частного предпринимательства.
  
2) относительно государственной регистрации нормативных правовых актов, устанавливающих требования (обязательство) для учреждений, государственных органов.
В практике имеют распространенное место нормативные правовые акты, которые устанавливают требования (общеобязательство) только для учреждений,государственных органов, между тем они определяют параметры взаимоотношений данных учреждений, государственных органов с физическими и (или) юридическими лицами,
Таким образом, государственная регистрация должна осуществляться по всем нормативным правовым актам уполномоченных органов, а также устанавливающим обязательное правило поведения для государственных органов, организаций и юридических лиц.
          К примеру,
- пруденциальные нормативы для банков второго уровня проецируются на их условия по отношению к своим клиентам. В частности, они содержат обязательные требования, выполнение которых обеспечивает надежность, ликвидность и платежеспособность, управление рисками, защиту интересов акционеров и вкладчиков (Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 декабря 2010 года № 105 «Об утверждении Инструкции по представлению банками второго уровня, акционерным обществом «Банк Развития Казахстана» и ипотечными организациями в Национальный Банк Республики Казахстан сведений для формирования обзора финансового сектора» - зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 февраля 2011 года № 6772).
Согласно письму Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (от 29 апреля 2011 года за №7-18248-11)все НПА, которые напрямую или косвенно касаются прав и свобод граждан, а также устанавливающие общеобязательное правило поведение для государственных органов, организаций и юридических лиц должны проходить регистрацию в органах юстиции.
 
2. Нормативные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации в органах юстиции:
 
1) Государственной регистрации в органах юстиции не подлежат – государственные нормативы, государственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты образования (ГОСО), строительные нормативы (СНИП) и т.д.
К примеру,
Правила приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Председателя Комитета по делам строительства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 17 января 2003 года №11.
Указанные Правила содержат нормативно-технические нормы в области архитектуры, градостроительства и строительства и являются руководящим документом в строительстве.
Так, согласно пункту 8 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации и введения в действие (приостановления действия, отмены) государственных нормативов устанавливается уполномоченным государственным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства по согласованию с другими центральными исполнительными органами, в компетенцию которых включены данные вопросы, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
2) Принимаемые государственными органами и должностными лицами правовые акты индивидуального применения не входят в законодательство Республики Казахстан и не относятся к нормативным правовым актам, соответственно не подлежат государственной регистрации в органах юстиции.
Под правовым актом следует понимать письменный официальный документ установленной формы, индивидуального применения (рассчитанный на одноразовое либо иное ограниченное применение; (или) распространяющийся на определенное лицо либо иной определенный круг лиц в рамках законодательно регламентированной ситуации; (или) устанавливающий, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий права и обязанности определенного лица или иного ограниченного круга лиц).
К примеру,
а) индивидуальные правовые акты:
            - персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
            - действие которых исчерпывается однократным применением и не содержащие правовых норм (о проведении семинара, конференций и т.п.);
            - срок действия которых истек;
- оперативно-распорядительного характера (разовые поручения, о проведении проверок и т.п.).
б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения нижестоящих органов.
            в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений и которые не содержат новых правовых норм.
            г) акты рекомендательного характера, не содержащие правовых норм (методические рекомендации и т.п.).
д) акты внутриведомственного характера (о кадровом резерве, распорядок дня, положение о департаменте и т.п.).