Закон Республики Казахстан О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан (проект)

 

 
Проект от 10.04.2009 г.
Вариант для рабочей группы
 
 
Закон Республики Казахстан
О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан
 
Настоящий Закон регулирует общественные отношения по осуществлению судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан.
Производство судебной экспертизы с учетом особенностей видов судопроизводства регулируется процессуальным законом.
 
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) специальные научные знания - область специальных знаний, содержание которой составляют научные знания, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований;
2) заключение эксперта – оформленный в соответствии с требованиями процессуального закона документ, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования;
3) метод судебно-экспертного исследования – система   логических и (или) инструментальных операций (способов, приемов), применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления обстоятельств, относящихся к предмету судебной экспертизы;     
4) методика судебно-экспертного исследования - система методов, применяемых при изучении объектов судебной экспертизы для установления обстоятельств, относящихся к предмету определенного рода, вида судебной экспертизы;
5) судебная экспертиза – исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения;
6) судебно-экспертная деятельность - деятельность органов судебной экспертизы и судебных экспертов по организации и производству судебной экспертизы;
7) уполномоченный орган в области судебно-экспертной деятельности - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области судебно-экспертной деятельности;
8) объекты судебной экспертизы – вещественные доказательства, документы, тело и состояние психики человека, трупы, животные, образцы, а также относящиеся к предмету судебной экспертизы сведения, содержащиеся в материалах дела, по которому производится судебная экспертиза;
9) органы судебной экспертизы - государственные органы, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в порядке, установленном законом;
10) руководитель органа судебной экспертизы – лицо, осуществляющее руководство судебно-экспертной деятельностью органа судебной экспертизы (первый руководитель органа судебной экспертизы, руководитель территориального подразделения органа судебной экспертизы);
11) предмет судебной экспертизы – обстоятельства, имеющие значение для уголовного, гражданского дела либо дела об административном правонарушении, устанавливаемые путем производства судебной экспертизы;
12) судебный эксперт – удовлетворяющее требованиям   настоящего закона лицо, которому органом, ведущим уголовный процесс, судом, судьей либо должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, в порядке, установленном процессуальным законом, поручено производство судебной экспертизы; 
13) специальность судебного эксперта – его научная компетенция в сфере производства конкретного вида судебной экспертизы, определенного законодательством.
14) образцы – объекты материального мира, отображающие свойства живого человека, трупа, животного, вещества, предмета, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения.
15) лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью – разрешение, выдаваемое уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности физическому или юридическому лицу на занятие указанной деятельностью.
16) психиатрический стационар - психиатрическая организация либо  психиатрическое отделение медицинской организации, предназначенные для круглосуточного содержания пациентов.
 
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, Кодекса Республики Казахстана об административных правонарушениях, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
 
Статья 3. Содержание судебно-экспертной деятельности
Содержание судебно-экспертной деятельности включает:
            1) производство судебной экспертизы по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
2) научные исследования в области судебной экспертизы;
3) научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы;
4) подбор, профессиональную подготовку и повышение квалификации судебных экспертов.
 
Статья 4. Задача судебно-экспертной деятельности
Задачей судебно-экспертной деятельности является обеспечение производства по уголовным, гражданским делам, а также делам об административных правонарушениях средствами специальных научных знаний.
 
Статья 5. Основные принципы судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица;
3) независимости судебного эксперта;
4) допустимости использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований;
5) всесторонности, полноты и объективности судебно-экспертных исследований;
6) соблюдения профессиональной этики.    
 
Статья 6. Соблюдение законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности
Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Республики Казахстан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, составляющих правовую основу этой деятельности.
 
Статья 7. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности
1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при соблюдении прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридического лица в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан и общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения прав и свободы лица или его личной неприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке, установленном законом.
3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) органа судебной экспертизы или судебного эксперта (судебных экспертов) привели к ограничению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законом.
 
Статья 8. Независимость судебного эксперта
1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт процессуально самостоятелен, независим от органа, назначившего судебную экспертизу, руководителя органа судебной экспертизы и других лиц.
2. Судебный эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований. При этом он самостоятелен в выборе средств и методов исследования, допустимость которых определяется законом.   
3.   Неправомерное воздействие на судебного эксперта и воспрепятствование законной деятельности судебного эксперта недопустимо и влечет ответственность, установленную законом.
 
Статья 9. Допустимость использования научно-технических средств и методов при проведении судебно-экспертных исследований
Применение при производстве судебно-экспертных исследований научно-технических средств и методов допускается, если они:
1) прямо предусмотрены законом или не противоречат его нормам и принципам;
         2) научно состоятельны;
3) обеспечивают эффективность производства по делу;
4) безопасны.
 
Статья 10. Всесторонность, полнота и объективность судебно-экспертных исследований
1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования объектов, основанного на его специальных научных знаниях. 
2. Заключение судебного эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
 
Статья 11. Соблюдение профессиональной этики судебного эксперта
При производстве судебно-экспертных исследований должны соблюдаться принятые нормы профессиональной этики, отвечающей нравственным критериям общества, в том числе принципиальность, беспристрастность, самостоятельность
 
Глава 2. Субъекты судебно-экспертной деятельности.
 
Статья 12. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту
1. Судебный эксперт должен иметь высшее образование и специальные научные знания в области определенного вида судебной экспертизы.
2. Производство судебной экспертизы может быть поручено:
1) сотрудникам органов судебной экспертизы;
2) лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;
3) в разовом порядке иным лицам в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Производство экспертизы в разовом порядке может быть поручено в случаях:
1) назначения судебной экспертизы, не предусмотренной перечнем видов судебных экспертиз, установленным законодательством;
2) привлечения в качестве эксперта гражданина иностранного государства в соответствии со статьей 51 настоящего Закона;
3) удовлетворения отводов всем судебным экспертам соответствующей специальности, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, либо мотивированного отстранения от производства судебной экспертизы соответствующего органа судебной экспертизы в целом.
4.    Лица, указанные в подпунктах 1), 2) пункта 2 настоящей статьи, должны иметь квалификационное свидетельство на право производства судебной экспертизы определенного вида, аттестованы комиссией уполномоченного органа и внесены в Государственный реестр судебных экспертов.
5. Должность судебного эксперта в органах судебной экспертизы может занимать гражданин Республики Казахстан, удовлетворяющий требованиям, установленным пунктами 1,4 настоящей статьи.
Лица, впервые поступающие на работу в органы судебной экспертизы проходят специальную профессиональную подготовку, завершающуюся сдачей квалификационного экзамена. Порядок прохождения специальной профессиональной подготовки и сдачи квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
6. Судебным экспертом не может быть лицо:
признанное в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным либо имеющее непогашенную или не снятую судимость;
судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке; освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из органов прокуратуры, иных правоохранительных органов,  органов судебной экспертизы по отрицательным мотивам; лишенное лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью; действие лицензии которого на право занятия судебно-экспертной деятельностью прекращено по основаниям, предусмотренным подпунктами 3)-7) пункта 3 статьи 16 настоящего Закона – в течение трех лет со дня соответствующего юридического факта.
 
Статья 13. Присвоение квалификации судебного эксперта
1. Квалификационное свидетельство судебного эксперта является документом, подтверждающим право сотрудников органов судебной экспертизы и лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, на производство определенного вида судебной экспертизы.
Право сотрудника органа судебной экспертизы, а также лица, имеющего лицензию на право производства определенного вида судебной экспертизы, подтверждается квалификационным свидетельством судебного эксперта.
Квалификационное свидетельство судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы выдается лицам, сдавшим квалификационный экзамен    
2. Прием квалификационных экзаменов и выдача квалификационного свидетельства судебного эксперта на право производства определенного вида судебной экспертизы осуществляются квалификационными комиссиями уполномоченных органов в области судебно-экспертной деятельности.
3. Правила присвоения квалификации судебного эксперта, в том числе, порядок деятельности и состав квалификационных комиссий определяется уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
 
Статья 14. Аттестация судебного эксперта     
1. Судебные эксперты, являющиеся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лица, осуществляющие судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, в целях определения уровня их профессиональной подготовки подлежат аттестации, проводимой один раз в пять лет аттестационными комиссиями уполномоченных органов в области судебно-экспертной деятельности.
При возникновении обоснованных сомнений в наличии у судебного эксперта, являющегося сотрудником органа судебной экспертизы, либо лица, осуществляющего судебно-экспертную деятельность на основании лицензии, проводится его внеочередная аттестация.   
2. Правила проведения аттестации лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе, порядок деятельности и состав аттестационных комиссий определяется уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
 
Статья 15. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью
1. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью в области судебно-медицинской, судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы выдается юридическим лицам.
2. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью в области иных видов судебной экспертизы,  за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдается физическим лицам.
3. Лицензия на право занятия судебно-экспертной деятельностью является генеральной.     
4. Порядок и условия выдачи и отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью установлены законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 
 
Статья 16. Приостановление и прекращение действия лицензии на право  занятия судебно-экспертной деятельностью
1. Порядок и условия приостановления и прекращения действия лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью установлены законодательством Республики Казахстан о лицензировании. 
2. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, действие лицензии на право занятия судебно-экспертной деятельностью физического лица приостанавливается на период:
нахождения лицензиата на государственной службе;
избрания (назначения) его депутатом Парламента Республики Казахстан, депутатом маслихата, осуществляющим свою деятельность на постоянной или освобожденной основе, оплачиваемую за счет средств государственного бюджета;
прохождения срочной воинской службы.
В указанных случаях действие лицензии приостанавливается приказом Министра юстиции Республики Казахстан. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого приостановлено, а также судебные, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан.
3. Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о лицензировании, прекращение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью физического лица осуществляется в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан в случаях:
1) признания лица по вступившему в силу приговору суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;
           2) прекращения лицом гражданства Республики Казахстан;
3) грубого либо неоднократного нарушения лицом законодательства Республики Казахстан при осуществлении судебно-экспертной деятельности;
4) освобождения лица от уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
5) вступления в отношении лица в законную силу приговора суда за совершение им преступления;
6) невозможности исполнения лицом обязанностей судебного эксперта вследствие недостаточного уровня профессиональной подготовки;
7) уклонения лица от прохождения аттестации.
4. Основанием для подготовки искового заявления о лишении лицензии лица на право занятия судебно-экспертной деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, является представление комиссии по лицензированию судебно-экспертной деятельности при Министерстве юстиции Республики Казахстан Министру юстиции Республики Казахстан.
5. Министр юстиции Республики Казахстан на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого прекращено, а также суды, правоохранительные органы и органы адвокатуры Республики Казахстан.
      
Статья 17. Государственный реестр судебных экспертов
1. Сведения о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также лицах, обладающих лицензией на право занятия судебно-экспертной деятельностью, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов, цели и порядок формирования и использования которого определяются Правительством Республики Казахстан.
2. Орган, назначающий судебную экспертизу, поручает ее производство судебному эксперту, сведения о котором внесены в Государственный реестр судебных экспертов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.
 
Статья 18. Права судебного эксперта
1. Судебный эксперт имеет право:
1) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
2) заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
3) с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, участвовать в производстве процессуальных действий и судебном заседании, задавать участвующих в них лицам вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
4) знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, а также, в соответствующей части, с протоколом судебного заседания и делать подлежащие внесению в них замечания относительно полноты и правильности фиксации его действий и показаний;
5) по согласованию с органом, назначившим судебную экспертизу, давать в пределах своей компетенции заключение по обстоятельствам, имеющим значение для дела, установленным по его инициативе;
6) представлять заключение и давать показания на своем родном языке или языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика, заявлять отвод переводчику;
7) обжаловать действия органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, и иных лиц, участвующих в производстве по делу, ущемляющие его права при производстве судебной экспертизы;
8) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случаях, если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения;
9) получать возмещение расходов, понесенных при производстве судебной экспертизы, и вознаграждение за выполненную работу, если производство судебной экспертизы не входит в круг его должностных обязанностей.
Судебный эксперт имеет также иные права, предусмотренные законом.
2. Судебный эксперт не вправе:
1) помимо органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;
2) самостоятельно собирать материалы для исследования;
3) проводить исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на это не было специального разрешения органа, назначившего судебную экспертизу.
 
Статья 19. Обязанности судебного эксперта
Судебный эксперт обязан:
1) являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении;
2) провести всестороннее, полное и объективное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное письменное заключение по поставленным перед ним вопросам;
3) в случаях, предусмотренных процессуальным законом, отказаться от дачи заключения, составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его органу, назначившему судебную экспертизу;
4) давать показания по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным заключением; 
5) обеспечивать сохранность представленных на исследование объектов;
6) не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с производством судебной экспертизы;
7) представлять органу, назначившему судебную экспертизу, смету расходов и отчет о понесенных расходах при производстве судебной экспертизы.
 
Статья 20. Органы судебной экспертизы
Судебная экспертиза осуществляется системой государственных организаций судебной экспертизы, включающей:
1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан;
2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз.
 
Статья 21. Права руководителя органа судебной экспертизы
1. Руководитель органа судебной экспертизы вправе:
1) возвратить органу, назначившему судебную экспертизу, без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы и представленные на исследование объекты, с указанием соответствующих мотивов, в случаях, если:
материалы, представленные для производства судебной экспертизы не соответствуют требованиям процессуального закона;
в данном органе судебной экспертизы отсутствует судебный эксперт, обладающий необходимыми специальными научными знаниями; 
вопросы, поставленные перед указанным в постановлении о назначении судебной экспертизы судебным экспертом, выходят за пределы его компетенции;
материально-техническая база данного органа судебной экспертизы не позволяет производить необходимые судебно-экспертные исследования;
2) ходатайствовать перед органом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не являющимися сотрудниками данного органа судебной экспертизы, если их специальные научные знания необходимы для дачи заключения;
3) ходатайствовать перед органом, назначившим судебную экспертизу, о привлечении судебного эксперта иностранного государства;
4) заявлять перед органом, назначившим судебную экспертизу, мотивированное ходатайство о продлении срока производства судебной экспертизы.
Руководитель органа судебной экспертизы имеет также иные права, предусмотренные законом.
2. Руководитель органа судебной экспертизы не вправе:
1) самостоятельно истребовать объекты, необходимые для производства судебной экспертизы;
2) без согласования с органом (лицом), назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не являющихся сотрудниками данного органа судебной экспертизы;
3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.
 
Статья 22. Обязанности руководителя органа судебной экспертизы
Руководитель органа судебной экспертизы обязан:
1) по получению постановления или определения о назначении судебной экспертизы и объектов исследования поручить ее производство конкретному судебному эксперту или комиссии судебных экспертов данного органа судебной экспертизы с учетом требований закона;
2) не нарушая принципа независимости судебного эксперта, обеспечить контроль за соблюдением срока производства судебной экспертизы, всесторонностью, полнотой и объективностью проводимых исследований, обеспечением сохранности объектов судебной экспертизы;
3) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией производства судебной экспертизы.
 
Статья 23. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы
1. Производство судебной экспертизы не может быть поручено органу судебной экспертизы, а начатое производство судебной экспертизы немедленно прекращается при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом.
2. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законом.
 
Статья 24. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области судебно-экспертной деятельности и меры по ее осуществлению;
2) выносит на рассмотрение Главы государства государственные программы в области судебно-экспертной деятельности;
3) утверждает Правила лицензирования и квалификационные требования к судебно-экспертной деятельности, Правила ведения Государственного реестра судебных экспертов, Правила ведения Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований, Стандарты и требования к специально оснащенным помещениям, в которых осуществляется производство судебной экспертизы;
4) утверждает тарифы и ставки вознаграждения судебных экспертов, не являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы.
 
Статья 25. Компетенция уполномоченного органа в области судебно-экспертной деятельности
1.Уполномоченный орган в области судебно-экспертной деятельности:
1) реализует государственную политику в области судебно-экспертной деятельности;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан о создании, реорганизации и ликвидации органов судебной экспертизы, утверждение их Уставов;
3) разрабатывает и утверждает Правила производства судебной экспертизы;
4) разрабатывает и утверждает Правила присвоения квалификации судебного эксперта;
5) разрабатывает и утверждает Правила проведения аттестации судебных экспертов;
6) разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан тарифы и ставки вознаграждения судебных экспертов, не являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы;
7) лицензирует судебно-экспертную деятельность.
2. Помимо полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, к компетенции Министерства юстиции Республики Казахстан относятся:
1) ведение Государственного реестра судебных экспертов;
2) ведение Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований.
 
Глава 4. Производство судебной экспертизы
 
Статья 26. Основание производства судебной экспертизы
1. Основанием для производства судебной экспертизы служит постановление или определение о назначении судебной экспертизы органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вынесенное в порядке, установленном законом.
 2. Орган, назначивший судебную экспертизу, представляет объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения судебного эксперта.
 3. Особенности назначения судебной экспертизы живых лиц определяются главой 5 настоящего Закона.
 
Статья 27. Срок производства судебной экспертизы
1. Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня принятия органом судебной экспертизы либо лицом, не являющимся сотрудником органа судебной экспертизы, привлеченным в качестве судебного экспертиза, к производству постановления либо определения о назначении судебной экспертизы и ее объектов.
2. Срок производства судебной экспертизы не должен превышать тридцати суток кроме исключительных случаев, когда производство судебно-экспертных исследований в указанный срок не представляется возможным, предусмотренных уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности.
Продление срока производства судебной экспертизы осуществляется органом, назначившим судебную экспертизу, по мотивированному ходатайству руководителя органа судебной экспертизы либо судебного эксперта (судебных экспертов), не являющегося сотрудником органа судебной экспертизы.
Особенности продления сроков пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы установлены пунктами 2, 3 статьи 39 настоящего Закона.
3. Общие критерии градации категорий сложности судебных экспертиз, порядок исчисления сроков производства судебных экспертиз в зависимости от категории их сложности, а также порядок продления сроков производства судебной экспертизы устанавливаются уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности.
4. Приостановление производства судебной экспертизы в случае, установленном настоящим Законом, производится  до устранения обстоятельств, явившихся основанием для приостановления, но не более чем на десять суток. Если обстоятельства, явившиеся основанием для приостановления судебной экспертизы не будут устранены в течение указанного срока, в адрес органа (лица), назначившего судебную экспертизу, направляется сообщение о невозможности дать заключение.
5. Заключение судебного эксперта либо сообщение о невозможности дать заключение направляется органу (лицу), назначившему судебную экспертизу, в течение трех суток после их составления.
 
Статья 28. Присутствие участников процесса при производстве  судебной экспертизы
1. Орган, ведущий уголовный процесс, суд, судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения судебного эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия указанных лиц при производстве судебной экспертизы отражается в заключении судебного эксперта.
2. При производстве судебной экспертизы с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, могут присутствовать участники процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. В этом случае участие органа, ведущего уголовный процесс, суда, судьи, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязательно.  
3. При удовлетворении органом, ведущим уголовный процесс, судом судьей, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, соответствующего ходатайства лицо, его заявившее, извещается о месте и времени производства судебной экспертизы. Неявка извещенного лица не препятствует производству судебной экспертизы.
4. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения, относящиеся к предмету судебной экспертизы.
5. В случае если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, воспрепятствует деятельности судебного эксперта, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом, ведущим уголовный процесс, судом, судьей, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.
6. При составлении судебным экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
7. Особенности присутствия участников процесса при судебной экспертизе живых лиц определяется статьей 43 настоящего Закона.
 
Статья 29. Правила обращения с объектами судебной экспертизы
1. Объекты судебной экспертизы, если их габариты и свойства это позволяют, передаются эксперту в упакованном и опечатанном виде. В остальных случаях орган, назначивший судебную экспертизу, должно обеспечить доставку судебного эксперта к месту нахождения объектов исследования, беспрепятственный доступ к ним и условия, необходимые для проведения исследования.
2. При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа, назначившего судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении, определении о назначении судебной экспертизы или в мотивированном постановлении или определении об удовлетворении ходатайства судебного эксперта либо о частичном отказе в его удовлетворении.
3. Порядок обращения с объектами судебной экспертизы устанавливается Правительством Республики Казахстан.
 
 
 
Статья 30. Производство комиссионной судебной экспертизы
1. Комиссионная экспертиза назначается в случаях необходимости производства сложных судебно-экспертных исследований и проводится не менее чем двумя экспертами одной специальности.
2. Для производства судебно-психиатрической экспертизы по вопросу о вменяемости лица назначается не менее трех судебных экспертов.
3. Постановление органа (лица), назначившего комиссионную судебную экспертизу, обязательно для руководителя органа судебной экспертизы. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы материалам комиссионной экспертизы и организовать ее производство.
4. Для координации деятельности судебных экспертов, входящих в состав комиссии, руководитель органа судебной экспертизы либо орган (лицо), назначивший комиссионную судебную экспертизу назначает ведущего эксперта.
Ведущий эксперт осуществляет разработку общего плана судебно-экспертных исследований, определяет сроки проведе­ния отдельных исследований в пределах общего срока про­изводства судебной экспертизы  и контролирует их соблюдение, осуществляет связь с органом (лицом), назначив­шим судебную экспертизу, руководит совещанием судебных экспертов.
5. При производстве комиссионной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов независимо и самостоятельно проводит судебно-экспертное исследование в полном объеме.
6. Члены экспертной комиссии совместно анализируют полученные результаты и, придя к общему мнению, подписывают заключение либо сообщение о невозможности дать заключение. В случае разногласия между экспертами каждый из них или часть экспертов дает отдельное заключение либо эксперт, мнение которого расходится с выводами остальных членов комиссии, формулирует его в заключении отдельно.
    
Статья 31. Производство комплексной судебной экспертизы
1. Комплексная экспертиза назначается, когда для установления обстоятельства, имеющего значение для дела, необходимы исследования на основе разных отраслей знаний, и проводится судебными экспертами различных специальностей в пределах своей компетенции.
       2. Организация производства комплексной экспертизы, порученной органу судебной экспертизы, возлагается на его руководителя. Руководитель органа судебной экспертизы вправе также самостоятельно принять решение о проведении по представленным в соответствии с постановлением (определением) о назначении судебной экспертизы материалам комплексной экспертизы и организовать ее производство.   
3. Производство комплексной судебной экспертизы осуществляется с учетом требований пункта 4 статьи 30 настоящего Закона.
При производстве комплексной судебной экспертизы каждый из судебных экспертов проводит исследования в пределах своих специальных научных знаний.
В заключении комплексной судебной экспертизы должно быть указано, какие исследования, в каком объеме провел каждый судебный эксперт и к каким выводам он пришел. Каждый судебный эксперт подписывает заключение в части, отражающей проведенное им исследование.
4. На основе результатов исследований, проведенных каждым из судебных экспертов, ими формулируется общий вывод (выводы) об обстоятельстве, для установления которого была назначена судебная экспертиза. Общий вывод (выводы) формулируют и подписывают только эксперты, компетентные в оценке полученных результатов. Если основанием окончательного вывода комиссии или части ее являются факты, установленные одним из судебных экспертов (отдельными судебными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
5. В случае разногласий между судебными экспертами результаты исследований оформляются в соответствии с пунктом 6 статьи 29 настоящего закона.
6. Особенности организации производства комплексных судебных экспертиз, порученного разным органам судебной экспертизы, устанавливаются уполномоченными органами в области судебно-экспертной деятельности 
 
Статья 32. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз
1. Дополнительная судебная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения судебного эксперта, а также возникновении необходимости решения дополнительных вопросов, связанных с предыдущим исследованием.
Производство дополнительной судебной экспертизы может быть поручено тому же или иному судебному эксперту.
При поручении производства дополнительной экспертизы судебному эксперту должно быть представлено заключение предыдущей судебной экспертизы.
2. Повторная судебная экспертиза назначается для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов в случаях, когда предыдущее заключение судебного эксперта недостаточно обоснованно либо его выводы вызывают сомнения, либо были существенно нарушены процессуальные нормы о назначении и производстве судебной экспертизы.
В постановлении о назначении повторной судебной экспертизы должны быть приведены мотивы несогласия с результатами предыдущей судебной экспертизы.
Производство повторной судебной экспертизы поручается комиссии судебных экспертов. Судебные эксперты, проводившие предыдущую судебную экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной судебной экспертизы и давать комиссии пояснения, однако в экспертном исследовании и составлении заключения они не участвуют.
При поручении производства повторной судебной экспертизы судебному эксперту должны быть представлены заключения предыдущих судебных экспертиз.
3. В случае если вторая или последую­щая по счету судебная экспертиза назначается по нескольким основа­ниям, одни из которых относятся к дополнительной судебной экспер­тизе, а другие - к повторной, такая судебная экспертиза производится по правилам про­изводства повторной.
 
Статья 33. Заключение судебного эксперта
1. По результатам исследований судебный эксперт (эксперты) от своего имени составляет письменное заключение и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы органом судебной экспертизы подпись судебного эксперта (экспертов) заверяется печатью указанного органа.
2. В заключении эксперта должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе, назначившем судебную экспертизу; сведения об органе судебной экспертизе и (или) судебном эксперте (судебных экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество, образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (экспертов) о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (экспертов); сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, и данных ими пояснениях; объекты   исследования; содержание и результаты исследований с указанием использованных методик; оценка результатов проведенных исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным перед судебным экспертом (экспертами) вопросам.
3. Заключение должно содержать обоснование невозможности ответить на все или некоторые из поставленных перед судебным экспертом (судебными экспертами) вопросов, если обстоятельства, указанные в статье 34 настоящего Закона, выявлены в ходе судебно-экспертного исследования.
4. Структура и содержание заключения эксперта, в том числе, особенности оформления результатов производства комиссионной, комплексной, дополнительной и повторной судебной экспертизы определяются уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности.
5. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фототаблицы, схемы, графики, таблицы и другие материалы), удостоверенные в порядке, предусмотренном пунктом первым настоящей статьи, прилагаются к заключению и являются его составной частью. К заключению также должны быть приложены оставшиеся после исследования объекты, в том числе образцы.
     
Статья 34. Сообщение о невозможности дать заключение
1. Если судебный эксперт до проведения исследования убеждается, что поставленные перед ним вопросы выходят за пределы его специальных научных знаний, либо представленные ему материалы непригодны или недостаточны для дачи заключения и не могут быть восполнены, либо состояние науки и экспертной практики не позволяет ответить на поставленные вопросы, он составляет мотивированное сообщение о невозможности дать заключение и удостоверяет его своей подписью и личной печатью. В случае производства судебной экспертизы органом судебной экспертизы подпись судебного эксперта (экспертов) заверяется печатью указанного органа.
2. В сообщении о невозможности дать заключение должны быть указаны: дата его оформления, сроки и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе, назначившем судебную экспертизу; сведения об органе судебной экспертизе и (или) судебном эксперте (судебных экспертах), которым поручено производство судебной экспертизы (фамилия, имя, отчество, образование, экспертная специальность, стаж работы по специальности, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность); отметка, удостоверенная подписью судебного эксперта (экспертов) о том, что он предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные на разрешение судебного эксперта (экспертов); объекты   исследования; обоснование невозможности ответить на поставленные перед судебным экспертом (экспертами) вопросы.
3. Структура и содержание сообщения о невозможности дать заключение определяются уполномоченным органом в области судебно-экспертной деятельности.
4. Если по одним вопросам, указанным в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы, судебный эксперт дает заключение, а по другим имеются основания для составления сообщения о невозможности дать заключение, им составляется единый документ - заключение судебного эксперта.
 
 
 
 
 
 
Глава 5. Особенности производства судебной экспертизы живых лиц
 
Статья 35. Лица, в отношении которых может быть произведена судебная экспертиза
Лица, в отношении которых может быть произведена судебная экспертиза, определяется процессуальным законом.
 
Статья 36. Место производства судебной экспертизы живых лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в медицинской организации или в другом месте, где имеются условия, необходимые для проведения судебно-экспертных исследований и обеспечения прав и законных интересов этих лиц.
2. Транспортировка лиц, в отношении которых назначена судебная экспертиза, к месту ее производства и после проведения судебно-экспертных исследований обеспечивается органом (лицом), назначившим судебную экспертизу.
 
Статья 37. Добровольность и принудительность при производстве судебной экспертизы живых лиц
1. Судебная экспертиза живых лиц может производиться в добровольном или принудительном порядке.
2. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольном порядке, в орган судебной экспертизы должно быть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебно-экспертным исследованиям.
3. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза, не достигло совершеннолетия или признано судом недееспособным либо ограниченно дееспособным письменное согласие на производство судебной экспертизы в отношении этого лица дается законным представителем этого лица или органом опеки и попечительства.
4. Производство судебной экспертизы живых лиц в принудительном порядке допускается только в случаях, прямо предусмотренных процессуальным законом.
 
Статья 38. Основания и порядок помещения лица в  медицинскую организацию для производства судебной экспертизы
1. Если производство судебной экспертизы в отношении лица предполагает проведение судебно-экспертных исследований в условиях стационара, оно помещается в соответствующую медицинскую организацию на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы.
2. Принудительное помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию для производства судебно-психиатрической экспертизы допускается только по решению суда.
Принудительное помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию для производства судебно-медицинской экспертизы допускается по решению суда или с санкции прокурора.
3. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, орган, назначивший судебную экспертизу,  обязан в течение двадцати четырех часов уведомить о месте нахождения лица, принудительно помещенного в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы, кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, других родственников или близких лиц, а при отсутствии таковых - орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.
 
Статья 39. Сроки пребывания лица в медицинской организации для производства судебной экспертизы
1. Лицо может быть помещено в медицинскую организацию для производства судебной экспертизы на срок до тридцати суток.
2. Продление указанного срока для лиц, подвергающихся судебной экспертизе в добровольном порядке, осуществляется в соответствии с пунктом   2 статьи 27 настоящего Закона.
3. Продление срока пребывания в медицинской организации лиц, принудительно в нее помещенных для производства судебной экспертизы, осуществляется в порядке, установленном процессуальным законом.
4. Нарушение срока пребывания в медицинской организации лица, принудительно помещенного в нее для производства судебной экспертизы, а также порядка продления этого срока может быть обжаловано указанным лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
 
Статья 40. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых производится судебная экспертиза
1. При производстве судебной экспертизы живых лиц запрещаются:
1) лишение или стеснение их прав, гарантированных законом (в том числе, путем обмана, применения насилия, угроз и иных незаконных мер) в целях получения от них сведений;
2) использование указанных лиц в качестве субъектов клинических исследований медицинских технологий, фармакологических и лекарственных средств;
3) применение методов исследования, предусматривающих хирургическое вмешательство.
2. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано органом, назначившим судебную экспертизу, в доступной для него форме об используемых методах судебно-экспертных исследований, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
3. Медицинская помощь лицу, в отношении которого производится судебная экспертиза, может оказываться только по основаниям и в порядке, предусмотренных законом.
4. Лицу, помещенному в медицинскую организацию, предоставляется возможность подачи жалоб и ходатайств. Жалобы и ходатайства, поданные в порядке, предусмотренном процессуальным законом, направляются администрацией медицинской организации адресату в течение двадцати четырех часов и не подлежат цензуре.
5. Судебная экспертиза в отношении лица, производимая в добровольном порядке, может быть прекращена на любой ее стадии по инициативе указанного лица.
 
Статья 41. Условия производства судебной экспертизы в психиатрических стационарах в отношении лиц, не содержащихся под стражей
 1. Судебно - психиатрическая экспертиза в отношении лиц, не содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах.
2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм процессуального закона.
3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров, установленными законодательством Республики Казахстан о здравоохранении.
 
Статья 42. Условия производства судебной экспертизы в психиатрических стационарах в отношении лиц, содержащихся под стражей
1. Судебно - психиатрическая экспертиза в отношении лиц, содержащихся под стражей, производится в психиатрических стационарах, специально предназначенных для помещения в них указанных лиц. Вариант – приспособленных для содержания указанных лиц в условиях строгой изоляции – ст. 509 УПК
2. В период производства в психиатрических стационарах судебно-психиатрической экспертизы лиц, содержащихся под стражей, на них распространяется действие норм уголовно-процессуального закона.
3. Указанные лица пользуются правами пациентов психиатрических стационаров с предусмотренными для них изъятиями, установленными законодательством Республики Казахстан о здравоохранении.
 
Статья 43. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц
1. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы живых лиц определяется процессуальным законом и статьей настоящего закона за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. При производстве судебной психиатрической экспертизы и судебной психолого-психиатрической экспертизы  присутствие иных участников процесса не допускается.
3. При проведении судебно-экспертных исследований лица, сопровождающихся его обнажением, могут присутствовать только лица того же пола. Данное ограничение не распространяется на врачей и других медицинских работников, участвующих в проведении указанных исследований.
 
Глава 6. Научно-методическое, информационное обеспечение судебно-экспертной деятельности, профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов
 
Статья 44. Научно-методическое обеспечение   судебно-экспертной деятельности, профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов
1. Научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан и уполномоченного органа в области здравоохранения Республики Казахстан.
2. Разработка, апробирование и внедрение методик судебно-экспертных исследований осуществляется в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Казахстан или уполномоченным органом в области здравоохранения Республики Казахстан.   
 
Статья 45. Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований
Сведения о методиках судебно-экспертных исследований, отвечающих требованиям настоящего закона, вносятся в Государственный реестр методик судебно-экспертных исследований, цели и порядок формирования и использования которого определяются Правительством Республики Казахстан.
 
Статья 46. Информационное обеспечение деятельности органов судебной экспертизы
Руководитель органа судебной экспертизы вправе ходатайствовать перед органом дознания, органом предварительного следствия, прокурором, судом, органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, для использования в практической, научной и учебно-методической деятельности.
 
Глава 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение судебно-экспертной деятельности в органах судебной экспертизы
 
Статья 47. Финансирование судебно-экспертной деятельности органов судебной экспертизы
1. Финансирование судебно-экспертной деятельности осуществляется за счет бюджетных средств.
2. Возмещение оплаты труда судебных экспертов, а также расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы по гражданским делам при отсутствии оснований, предусмотренных частью восьмой статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, производится сторонами гражданского процесса в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Возмещение оплаты труда судебных экспертов, а также расходов, понесенных в связи с производством судебной экспертизы по уголовным делам в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 242 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, осуществляется участниками уголовного процесса, защищающими свои или представляемые интересы, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
 
Статья 48. Стандарты и требования материально-технического   обеспечения производства судебной экспертизы
Судебный эксперт может осуществлять свою деятельность при наличии специально оснащенных помещений, соответствующих стандартам и требованиям, утвержденным Правительством Республики Казахстан.
 
Глава 8. Международное сотрудничество в области    судебно-экспертной деятельности
 
Статья 49. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности
Органы судебной экспертизы вправе в соответствии с законом устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, с целью проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.
 
Статья 50. Проведение судебной экспертизы по поручению                     государственного органа иностранного государства
Судебная экспертиза может проводиться по поручению компетентного органа иностранного государства, с которым Республика Казахстан имеет международный договор. В этих случаях применяется законодательство Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международными договорами.
 
Статья 51. Проведение судебной экспертизы с привлечением    судебных экспертов иностранного государства
Орган, назначивший судебную экспертизу, вправе ходатайствовать о привлечении специалистов иностранных государств в области судебной экспертизы в порядке, установленном процессуальным законом, по собственной инициативе либо по ходатайству руководителя органа судебной экспертизы
2. Правом привлечения судебного эксперта иностранного государства, реализуемым с согласия органа (лица), назначившего судебную экспертизу, обладает руководитель органа судебной экспертизы.
 
Глава 9. Заключительные положения
 
Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности
Нарушение законодательства Республики Казахстан о судебно-экспертной деятельности влечет ответственность, установленную законом.
 
Статья 53. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 г. "О судебной экспертизе" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 21, ст. 276; 2000 г., № 6, ст. 141; 2001 г., № 21-22, ст. 281; 2004 г., № 23, ст. 142; № 24, ст. 153; 2005 г., № 10, ст. 32; 2006 г., № 13, ст. 86; 2007 г., № 2, ст. 18; ст. 67, № 9).
 
 
 
      

 

Если вы обнаружили ошибку или опечатку - выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter
Размер шрифта
Обычный размер
Большой размер
Огромный размер
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения
Включить/выключить изображения
Настройки
Настройки
Обычная версия
Обычная версия