-A A +A

Пресс – релиз Новый Закон «Об адвокатской деятельности» не создает механизм контроля над адвокатами

В средствах массовой информации продолжается полемика о вмешательстве государства в лице Министерства юстиции в институт адвокатуры. Адвокатское сообщество обвиняет министерство в нарушении их независимости, в усилении  регулирования адвокатуры.
Но как обстоит дело на самом деле? Чтобы не быть голословным, почитаем и сравним нормы в действующем Законе «Об адвокатской деятельности»  и Законопроекте «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» в части адвокатуры.
По действующему Закону «Об адвокатской деятельности» Министерство юстиции в отношении адвокатов обладает 4 компетенциями, как утверждение порядка проведения аттестации при допуске, порядка прохождения стажировки, формы удостоверения адвоката, формы статистических сведений об оказанной адвокатами юрпомощи.
РКА утверждает свой устав, кодекс этики,  Положение о порядке проведения аттестации адвокатов, регламент конференции. Всего 4 компетенции. То есть соблюдается паритет.
Что предложено разработчиком в новом проекте Закона?
Министерство юстиции наделяется  4 компетенциями, из них 2 - новых компетенции (утверждение типового договора страхования и порядка проведения проверок палат юрконсультантов и РКА). Взамен две компетенции передаются Республиканской коллегии адвокатов - утверждение формы удостоверения адвоката, Положения о порядке прохождения стажировки.
Две компетенции остаются за МЮ – утверждение порядка проведения аттестации при допуске, формы статистических сведений об оказанной адвокатами юрпомощи.
Теперь о Республиканской коллегии адвокатов.
К РКА к 4 старым компетенциям прибавляются 14 новых компетенций, 2 из которых переданы от Минюста - утверждение формы удостоверения адвоката, Положения о порядке прохождения стажировки.
Абсолютно новые функции. Это утверждение:
стандартов оказания юрпомощи
критериев качества оказания юрпомощи;
тарифной сетки оплаты;
формы адвокатской мантии
стандартов и порядка  повышения квалификации адвокатов
порядка повышения квалификации адвокатов
формы адвокатского запроса
объема и порядка оказания комплексной социальной юридической помощи;
правил поведения адвокатов в средствах массовой информации;
положения о дисциплинарной комиссии адвокатов;
положения о дисциплинарной комиссии адвокатуры;
порядка определения возможной специализации адвокатов по категориям дел.
Таким образом, против 4 компетенций Минюста 18 компетенций за Республиканской коллегией адвокатов.
Анализ действующего Закона и Законопроекта приводит только к одному выводу.  Значение РКА усиливается, роль Минюста в адвокатуре сокращается.
Учитывая, что 8 новых функций имеют важное значение для функционирования института адвокатуры предлагается механизм согласования с уполномоченным органом.
 
 
                                                                                         Пресс-служба МЮ РК